Дело 2-374/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Называевск 12.05.2011
Называевский городской суд Омской области в составе судьи Шумилиной В.А., при секретаре Золотаревой Н.И., с участием прокурора Стельмаковой М.В., заинтересованного лица Супониной М.В., представителя ответчика - администрации Называевского муниципального района Омской области в лице Бауэр Е.В., представителя заинтересованного лица Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области в лице Строгановой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Называевского межрайонного прокурора Омской области об обязании администрации Называевского муниципального района Омской области предоставить Супониной Г.В. жилое помещение во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Называевский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд в интересах Супониной Г.В. с исковым заявлением о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, утверждая, что Супонина Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец Супонин В.А. лишен родительских прав, а мать Ивлева И.В. признана умершей. ДД.ММ.ГГГГ Супонина Г.В. была определена в детский дом, при этом жилое помещение за ней не закреплялось. 06.11.2009 она была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В настоящее время Супонина Г.В. живет в комнате общежития, площадью 23,0 кв.м., где отсутствуют санузел, горячее водоснабжение. Вместе с тем, Супонина Г.В. находится на 8-м месяце беременности. Какого-либо другого жилого помещения для проживания, в том числе в собственности, она не имеет. Просит обязать администрацию района предоставить Супониной Г.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.
В судебном заседании прокурор Стельмакова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и показала, что права Супониной Г.В. были нарушены еще при постановке ее на соответствующий учет, поскольку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ее должны были поставить сразу после выхода из детского дома. Между тем, на учет она была поставлена спустя 2 года. На учете Супонина Г.В. стоит с ноября 2009 года, в настоящее время она живет на основании заключенного договора социального найма в комнате общежития площадью 23,0 кв.м., что ниже установленных законодательством норм. При обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями в соответствии с законодательством, норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.
Заинтересованное лицо Супонина Г.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала и показала, что пыталась встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сразу после окончания детского дома, но ей в этом было отказано в связи с тем, что она не имела регистрации в г. Называевске. Считает, что нарушены ее права как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до настоящего времени она не обеспечена жилой площадью в соответствии с законодательством.
Представитель ответчика - администрации Называевского муниципального района Омской области Бауэр Е.В. требования прокурора не признал и показал, что не оспаривает право Супониной Г.В. на предоставление жилого помещения вне очереди как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, у администрации района имеются основания для предоставления Супониной Г.В. жилого помещения только согласно очереди, так как в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами как Супонина Г.В., а в случае внеочередного предоставления ей жилого помещения, будут нарушены права других очередников. В настоящее время очередь Супониной Г.В. в Списке регистрационного учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, под номером 11. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, должно предоставляться без учета членов их семьи, в данном случае новорожденного ребенка. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области Строганова Ю.Ю. дала аналогичные показания, рассмотрение заявленных требований прокурором оставила на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как видно из представленных суду решений Называевского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также Исилькульского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Супонин В.А. лишен родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Супониной Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., а ее мать Ивлева И.В. признана умершей.
На основании Постановления главы администрации Называевского района от ДД.ММ.ГГГГ №, Супонина Г.В. определена в детский дом. Учитывая, что родители Супониной Г.В. не имеют своего жилья, администрация Называевского района взяла на себя обязательство (после того как Супонина Г.В. окончит детский дом) обеспечить ее вне очереди жилым помещением.
Из справки, выданной директором МОУ Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Исилькульский детский дом» видно, что Супониной Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей детского дома и находилась на воспитании и полном государственном обеспечении.
В соответствии со справкой комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Супониной Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие в собственности у Супониной Г.В. жилого помещения, отражено в справке ГП <адрес> «Омский центр ТИЗ».
Согласно Распоряжению главы г. Называевска от ДД.ММ.ГГГГ №, Супонина Г.В. включена в список на внеочередное получение жилых помещений, в очереди под №15.
В настоящее время Супонина Г.В. проживает в комнате площадью 23,0 кв.м., находящейся в муниципальной собственности, расположенной в здании гостиницы «Сибирь» по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.4 вышеназванного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями ст.8 данного Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 ФЗ).
При этом, исходя из анализа положений ст.ст.1,4,5,8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях …», суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.
Пункт 14 ст. 44 Закона Омской области от 04.06.2008 №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» устанавливает, что состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.
В соответствии с п.15 ст.44 вышеназванного Закона, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно Приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодателством.
Как следует из ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общею площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Установлено, что Супонина Г.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с 06.11.2009, однако жилое помещение в соответствии с гарантиями, закрепленными в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законе Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» вне очереди по договору социального найма за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций, ей не предоставлено.
Согласно Закону Омской области от 09.12.2010 № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» бюджетам муниципальных районов Омской области распределены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год.
Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями указанных категорий детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в размере 125 000 000 рублей (Приложение№6).
В соответствии со ст.10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, исковые требования, заявленные Называевским межрайонным прокурором в интересах Супониной Г.В., подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в случае удовлетворения искового заявления прокурора, будут нарушены права других очередников, вставших на учет ранее, суд считает несостоятельными, поскольку статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Право Супониной Г.В. на предоставление жилого помещения вне очереди как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины ответчик освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах Супониной Г.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Называевского муниципального района Омской области предоставить Супониной Г.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы в Называевский районный суд Омской области.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей В.А. Шумилиной 16.05.2011 на ПК на 5 стр.
Председательствующий подпись
Верно
Председательствующий В.А. Шумилина