Дело № 2-266/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Называевск 31.03.2011
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной,
с участием прокурора Заворухина И.В., представителя ответчика Администрации Называевского муниципального района Омской области в лице Некрасова С.В., представителя третьего лица на стороне ответчика МУЗ «Называевская ЦРБ» Жогликова В.И., при секретаре Золотаревой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Называевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Называевского муниципального района Омской области о признании бездействия Администрации Называевского муниципального района по непринятию мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства противоречащим действующему законодательству Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ :
Называевский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Называевского муниципального района по непринятию мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и обязании проведения ремонтных работ в акушерском отделении МУЗ «Называевская ЦРБ» в объемах, необходимых для устранения выявленных нарушений требований законодательства.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил, просил признать бездействие Администрации Называевского муниципального района по непринятию мер по проведению капитального ремонта акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ» противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и обязать провести капитальный ремонт в акушерском отделении МУЗ «Называевская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Показал, что Называевской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Омской области в марте ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, в том числе реализации органами местного самоуправления полномочий по организации надлежащего технического и санитарного состояния зданий медицинских учреждений. Объектом проверки стало также акушерское отделение МУЗ «Называевская ЦРБ», по результатам которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства. Установлено, что здание акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ» является муниципальной собственностью Называевского муниципального района и на основании распоряжения главы района передано в оперативное управление МУЗ «Называевская ЦРБ». Проверка проводилась помощником прокурора совместно со специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском районе Базылевой Л.А. и в присутствии заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения Левочкиной И.В., заведующего родильным отделением Шишкиной Е.А., заместителя главного врача по детству и родовспоможению Зыбиной Т.И. Проверкой установлено, что в здании отделения с момента его постройки в № году ни разу не проводился капитальный внутренний и наружный ремонт. Между тем, при внешнем осмотре здания акушерского отделения выявлена глубокая трещина в стене, крыльцо, расположенное у главного входа отошло от здания, и имеет многочисленные повреждения, частично отсутствует облицовочная штукатурка здания, крыша находится в неисправном состоянии, в результате чего в помещении отделения, а именно: в родильном зале, палате №, помещении для приготовления молочных смесей, коридоре, санитарном пропускнике физиологического отделения, образуются на стенах и потолках протечки и следы сырости. В палатах для беременных, коридоре, санитарном пропускнике, столовой имеются дефекты напольных покрытий. Выявленные нарушения, представляют угрозу распространения инфекционных заболеваний в акушерском отделении. Указанные повреждения на здании и внутри него возникли в течение нескольких лет, а не внезапно. В ДД.ММ.ГГГГ году прокурором района в связи с указанными повреждениями главному врачу МУЗ «Называевская ЦРБ» было внесено представление об их устранении, между тем, по состоянию на март 2011 года повреждения не устранены, в связи с чем прокурором предъявлено данное исковое заявление. Проводимый ежегодно косметический ремонт не достаточен, поскольку указанные повреждения из года в год остаются в наличии.
Представитель ответчика Администрации Называевского муниципального района Омской области Некрасов С.В. суду показал, что заявленные прокурором требования в полном объеме считает необоснованными, поскольку, не оспаривая самих имеющихся в акушерском отделении повреждений, администрация Называевского муниципального района как учредитель МУЗ «Называевская ЦРБ» не бездействует в части их устранения. Ежегодно в отделении проводят косметический ремонт, который состоит в покраске и побелке отдельных помещений. Фасад здания, крыльцо не ремонтируют, вместе с тем, каждый год заделывают кровлю на крыше, во избежание протечек атмосферных осадков в здание отделения. Капитальный ремонт с момента постройки здания не проводился, но администрация района обращалась с соответствующими просьбами о выделении денежных средств на его проведение в Министерство здравоохранения и <адрес>. Постановлением главы Называевского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие системы здравоохранения в Называевском муниципальном районе на 2010 -2014 годы», согласно которой на капитальный внутренний ремонт акушерского отделения запланировано выделить 210 000 рублей, а на капитальный ремонт кровли и фасада акушерского отделения - 286 000 рублей. Данные денежные средства дотационные, из средств областного бюджета, по состоянию на март 2011 они МУЗ «Называевская ЦРБ» не перечислены. СанПиН 2.1.3.2630-10, на который ссылается в исковом заявлении прокурор распространяет свое действие только на фельдшерско - акушерские пункты и амбулатории, в связи с чем требования, указанные в данных СанПиН нельзя предъявлять к акушерскому отделению МУЗ «Называевская ЦРБ». Кроме того, ответчик подвергает сомнению имеющуюся в материалах дела справку, как доказательство по делу, считает, что в качестве доказательств по делу прокурор должен был предоставить акт проверки и предписание, в которых должны быть указаны нарушения и сроки их устранения.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МУЗ «Называевская ЦРБ» Жогликов В.И. суду показал, что работает заведующим хозяйством МУЗ «Называевская ЦРБ» с 80-х годов. Заявленные прокурором требования признал частично и сообщил, что в акушерском отделении действительно необходим как внутренний, так и внешний капитальный ремонт, а также замена кровли крыши. Вместе с тем, ежегодно, на проведение частичного косметического ремонта Администрацией района выделяются денежные средства. Так, в 2010 году на МУЗ «Называевкая ЦРБ» по строке бюджетной росписи на работы, услуги по содержанию имущества ЦРБ, в том числе акушерского отделения было выделено и освоено 216 168 рублей 48 копеек, в 2011 году запланировано выделить 396 664 рубля. Ему известно, что в марте этого года прокуратурой района с привлечением специалиста Роспотребнадзора Базылевой Л.А. и в присутствии работников МУЗ «Называевская ЦРБ» была проведена проверка технического и санитарного состояния здания акушерского отделения. Указанные прокурором повреждения подтверждил. Капитальный внешний и внутренний ремонт здания отделения не проводился с момента его постройки. Проводимый ежегодно косметический ремонт недостаточен. Для того, чтобы крыша не пробегала, необходимо полностью ее заменить, фасад здания, крыльцо никогда не ремонтировали. В связи с проводимой работой главного врача больницы в этом направлении, акушерское отделение было внесено в федеральную программу по реконструкции и ремонту объектов здравоохранения, согласно которой на ремонт данного отделения в 2011-2012 годах будут выделены из средств федерального бюджета по разработанной смете денежные средства в размере 15 092 355 рублей 87 копеек. Пока денежные средства не перечислены. Срок, к которому прокурор просит обязать провести капитальный ремонт акушерского отделения считает недостаточным, в связи с чем просит заявление прокурора удовлетворить частично, обязать администрацию района принять меры к проведению капитального ремонта с предоставлением достаточного срока для его проведения, в остальной части иска отказать.
Заслушав показания лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и законными.
Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закона), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (ст.1 Закона).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ст.2 Закона).
К вопросам местного значения на основании п.п.3,15 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» среди прочих относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Статья 210 ГК устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущество, если иное не предусмотрено законом либо договором.
На основании представленных документов и показаний лиц, участвующих в деле, судом установлено, что здание акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Называевского муниципального района и передано в оперативное управление МУЗ «Называевская ЦРБ» на основании распоряжения главы Называевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из представления Называевского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, внесенного главному врачу МУЗ «Называевская ЦРБ», по результатам проведенной проверки в деятельности учреждения здравоохранения установлены нарушения законодательства о защите прав семьи, материнства и детства.
В частности, проверкой установлено, что по состоянию на сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года в здании акушерского отделения больницы имеются протечки на потолках и стенах, следы сырости в родильном зале, палате №, помещении для приготовлении молочных смесей, коридоре, санитарном пропускнике физиологического отделения, палатах №,№ коридоре, санитарном пропускнике, имеются дефекты напольных покрытий в коридоре, палате № обсервационного отделения, палате интенсивной терапии 1 отделения, акушерском посту, прививочном отделении, автоклавной.
В соответствии с ответом, данным главным врачом на представление, протекание кровли устраняется ежегодно своими силами. Заказана смета на 5 716 183 рубля 14 копеек на капитальный ремонт кровли и фасада акушерского отделения. Собственными силами МУЗ «Называевская ЦРБ» выполнить эти работы не может, в связи с чем направлены письма Главе Называевского муниципального района, заместителю <адрес> и Министру здравоохранения <адрес>.
Из содержания указанных писем видно, что акушерскому отделению МУЗ «Называевская ЦРБ» требуется капитальный ремонт. С момента постройки до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. На здании выполнена мягкая кровля, которая ремонтируется каждый год, но из-за перепада температур трескается и протекает, в связи с чем происходит разрушение кирпичной кладки, наружной штукатурки снаружи здания и внутри. Происходит периодическое замыкание электропроводки, что может привести к несчастному случаю.
Аналогичные сведения отражены в объяснении главного врача больницы, данного им прокурору в марте 2011 года.
Как видно из представления Называевского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанные повреждения в акушерском отделении в том же виде продолжают иметь место, не устранены.
Суду представлен локальный сметный расчет на капитальный ремонт кровли и фасада здания акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ», разработанный в сентябре 2009 года, стоимость ремонта составила 5 716 183 рубля 14 копеек. Как установлено, до настоящего времени денежные средства на его исполнение не выделялись.
Как следует из показаний данных представителем ответчика в судебном заседании, а также из объяснения заместителя главы Называевского муниципального района Омской области, данного прокурору ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства на капитальный ремонт акушерского отделения больницы администрацией Называевского района как учредителем и собственником учреждения здравоохранения, с момента постройки не выделялись в связи с их недостаточностью.
Между тем, согласно ст. 2 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст.36 ФЗ №184-ФЗ).
В соответствии с разделом 3 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года №, архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала.
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.
Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.
Исходя из анализа приведенных норм, необходимость проведения как внешнего, так и внутреннего капитального ремонта соответствующего здания, должна быть, оценена в результате периодических осмотров и проверок.
В судебном заседании прокурор и представитель третьего лица показали, что имеющиеся повреждения в акушерском отделении (на фасаде здания, на крыше и внутри отделения) возникли и существуют в течение нескольких лет. Протекание кровли, в результате чего в родильном зале, палате №, помещении для приготовления молочных смесей, коридоре и других помещениях образуются на стенах и потолках протечки и следы сырости, происходит ежегодно.
Таким образом, учредителем МУЗ «Называевская ЦРБ» при явной необходимости проведения капитального ремонта акушерского отделения, мер к его проведению в течении нескольких лет предпринято не было.
Доводы представителя ответчика, что ежегодно выделяются денежные средства на проведение в акушерском отделении косметического ремонта, а также что капитальный ремонт не проводился в виду недостаточности денежных средств в связи с чем, ответчик для решения вопроса о выделении денежных средств неоднократно обращался с письмами в Правительство и Министерство здравоохранения Омской области, а соответственно не бездействовал, суд считает несостоятельными, поскольку из года в год указанные повреждения в здании акушерского отделения продолжают иметь место, и проведения косметического ремонта в данном случае является недостаточным.
Указание представителем ответчика на то, что администрация района обращалась с просьбами о выделении денежных средств на капитальный ремонт здания в Правительство и Министерство здравоохранения Омской области, суд принять во внимание не может, поскольку копии таких писем суду на обозрение представлены не были.
Вместе с тем, администрация Называевского муниципального района Омской области несет бремя содержания здания акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ» как его собственник и обязана соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства, в данном случае предпринимать меры, направленные на устранение вредного воздействия на пациенток акушерского отделения внешних факторов, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Кроме того, нужно учитывать, и значимость такого объекта - как акушерское отделение, необходимость соблюдения в нем стерильных условий, что подвергается сомнению при наличии на стенах и потолках помещений отделения следов сырости и протечек.
В соответствии с долгосрочной муниципальной целевой программой «Развитие системы здравоохранения в Называевском муниципальном районе на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением главы Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, на капитальный ремонт кровли и фасада акушерского отделения в 2010-2014 годах запланировано выделить 286 000 рублей, на капитальный внутренний ремонт - 420 000 рублей. Однако, как следует из показаний представителя ответчика данные денежные средства, либо их часть, по состоянию на март 2011 года МУЗ «Называевская ЦРБ» не перечислены.
Доводы представителя ответчика о незаконности проведения Называевским межрайонным прокурором данной проверки, опровергаются имеющимся в материалах дела заданием заместителя прокурора Омской области, в соответствии с которым прокурорам районов Омской области поручено проведение проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт. Объектами проверки являются, в том числе муниципальные учреждения здравоохранения. Одним из вопросов проверяемых в ходе проверки, является вопрос полноты, и своевременности принимаемых мер по содержанию зданий медицинских учреждений в соответствии с санитарными и техническими нормами и правилами.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Участие в проверке специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тюкалинском районе, а также заместителей главного врача МУЗ «Называевская ЦРБ» подтверждено имеющейся в материалах дела справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями, как прокурора, так и представителя третьего лица на стороне ответчика.
Включение акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ» в федеральную программу по реконструкции и ремонту объектов здравоохранения, согласно которой на капитальный ремонт данного отделения в 2011-2012 годах запланировано выделить денежные средства в размере 15 092 355 рублей 87 копеек, отражено как в показаниях представителя третьего лица на стороне ответчика, так и в объяснении заместителя главы Называевского муниципального района Омской области, данного прокурору ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из показаний представителя третьего лица, которые согласуются с данными, содержащимися в письмах направленных главным врачом больницы на имя заместителя председателя Правительства и Министру здравоохранения Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в федеральную программу акушерское отделение было включено в связи с работой, проводимой главным врачом МУЗ «Называевская ЦРБ», а не ответчиком.
Как установлено в судебном заседании, капитальный ремонт в акушерском отделении МУЗ «Называевская ЦРБ» при явной необходимости его проведения до настоящего времени не сделан, денежные средства, запланированные на эти цели, не перечислены, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Учитывая объем финансовых затрат, необходимых на проведение капитального ремонта, суд считает целесообразным увеличить срок, до истечения которого, необходимо обязать администрацию Называевского муниципального района Омской области, выполнить капитальный ремонт и устранить имеющиеся в здании акушерского отделения повреждения, установив его до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины ответчик освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации Называевского муниципального района Омской области по непринятию мер по проведению капитального ремонта акушерского отделения МУЗ «Называевская ЦРБ» противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.
Обязать Администрацию Называевского муниципального района Омской области провести капитальный ремонт в акушерском отделении МУЗ «Называевская ЦРБ» в объемах, необходимых для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Называевский городской суд.
Решение изготовлено судьёй В.А. Шумилиной в окончательной форме 06.04.2011.на 7 стр.
Судья В.А. Шумилина