Решение по иску прокурора к Администрации Кисляковского сельского поселения об обязании произвести действия по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество- земельные участки под сельские кладбища.



Дело № 2-504/2011

Р Е Ш Е Н И Е                                                                                      

Именем Российской Федерации

       

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи А.Н. Шашлова

с участием зам. Называевского межрайонного прокурора Хороль Л.Л.

представителя заинтересованного лица комитета по имуществу Называевского муниципального района Гигилева П.В.,

при секретаре Золотаревой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Называевске

  1. июня 2011 года

дело по иску Называевского межрайонного прокурора к Администрации Кисляковского сельского поселения об обязании Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области сформировать земельные участки, на которых расположены кладбища на территории сельского поселения, об обязании Администрации Кисляковского сельского поселения произвести действия по постановке указанных земельных участков на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

у с т а н о в и л:

Называевский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд с иском к Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области об обязании в срок 01.05.2012 года сформировать земельные участки, на которых расположены кладбища в с. Кисляки, д. Тупицино, д. Носовка, д. Ветлинка, об обязании Администрации Кисляковского сельского поселения произвести действия по постановке указанных земельных участков на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Называевский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области.

В судебном заседании зам. Называевского межрайонного прокурора Хороль Л.Л. требования поддержала и пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»,к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, согласночасти 2 статьи данного закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 указанного Закона, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении в деятельности Администрации Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выявлены нарушения требований указанной сферы законодательства, а именно, на территории Кисляковского сельского поселения находятся 4 кладбища, в нарушении требований ФЗ «О погребении и похоронном деле», правоустанавливающие документы на данные кладбища отсутствуют. Земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, в установленном законом порядке не оформлены.

           Представитель ответчика глава Кисляковского сельского поселения своевременно извещенный о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве с исковыми требованиями согласился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Гигилев П.В. исковыми требованиями согласился и пояснил, что в 2011 году будут произведены торги, по межеванию земельных участков на которых расположены кладбища, после их проведения документы будут переданы в поселение для оформления права собственности.

         Заслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Указанный Закон в части 1 статьи 4 устанавливает, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из части 4 статьи 16 указанного Закона, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению мест погребения регулируются статьей 16 указанного Закона, а также постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003, которым утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03».

Согласно ст. 225 Гражданского Кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением копий необходимых документов.

На территории Кисляковского сельского поселения имеются 4 кладбища, в с. Кисляки, д. Тупицино, д. Носовка, д. Ветлинка.

Вместе с тем, правоустанавливающие документы на данные кладбища отсутствуют. Земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, в установленном законом порядке не оформлены. Иные действия для оформления кладбищ в муниципальную собственность администрацией Кисляковского сельского поселения не предпринимались.

Перечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Называевского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в срок до 01.05.2012 года, сформировать земельные участки, расположенные: в с. Кисляки общей площадью 1,5 гектара, в д. Тупицино общей площадью 0,5 гектара, в д. Носовка общей площадью 1 гектар, в д. Ветлинка общей площадью 1 гектар.

Обязать администрацию Кисляковского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области произвести действия по постановке указанных земельных участков, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Называевский отдел Главного управления федеральной регистрационной службы по Омской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней через Называевский городской суд.

                                                           

Судья:                                                                                                                подпись

            

Решение изготовлено судьей 14 июня 2011 года.

Копия верна

Судья:                                                                                                      А.Н. Шашлов