Дело № 2-600/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Называевск 12 июля 2011 года Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Щербакова С.М., с участием прокурора Заворухина И.В., истца Емельянцевой Е.А., представителя ответчика администрации г.Называевска Омской области Пивченко Н.В., при секретаре Бершауэр Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах Емельянцевой Е.А. о признании незаконными действий администрации г.Называевска Омской области по снятию Емельянцевой Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также об обязании администрации г.Называевска Омской области обеспечить реализацию Емельянцевой Е.А. права состоять на учете в первоочередном порядке на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, исходя из даты постановки на учет, УСТАНОВИЛ : Называевский межрайонный прокурорОмской областиобратился в Называевский городской суд Омской области с заявлением в интересах Емельянцевой Е.А. указав, что в Называевскую межрайонную прокуратуру Омской области поступило заявление Емельянцевой Е.А. по факту незаконного снятия ее администрацией г.Называевска Омской области с первоочередного учета на улучшении жилищных условий. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Емельянцева Е.А., как многодетная мать, имеющая в составе семьи мужа Емельянцева С.Н., 1967 г.р., дочерей Степанову Ю.А., 1987 г.р., Степанову Е.А., 1992 г.р., и сына Емельянцева С.С., 1993 г.р., и проживающая в жилом помещении площадью 20,7 кв.м., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с правом первоочередного получения жилья. В 2009 году распоряжением главы г.Называевска Омской области Емельянцева Е.А. была исключена из первоочередного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой статуса многодетной семьи. На момент исключения Емельянцевой Е.А. из первоочередного списка ее номер в очереди был №, при сохранении права состоять в первоочередном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее номер в очереди был бы №. До настоящего времени все дети проживают вместе с Емельянцевой Е.А. и зарегистрированы по адресу ее проживания, за исключением, мужа Емельянцева С.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства, Емельянцевой Е.А. до настоящего времени не предоставлено, сама она незаконно была исключена из первоочередного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому Называевский межрайонный прокурорОмской области просит признать незаконными действия администрации г.Называевска Омской области по снятию Емельянцевой Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также об обязании администрации г.Называевска Омской области обеспечить реализацию Емельянцевой Е.А. права состоять на учете в первоочередном порядке на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, исходя из даты постановки на учет. В судебном заседании прокурор Заворухин И.В. и Емельянцева Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении. При этом, истец Емельянцева Е.А. дополнительно пояснила, что в 1990 году ее семье была предоставлена одна комната, жилой площадью 20,7 кв.м., в 3-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, где в двух других комнатах также проживали еще 2 хозяина. Затем, по различным причинам данные хозяева перестали там проживать, и в ДД.ММ.ГГГГ году по договору социального найма ее семье были предоставлены еще две комнаты в данной квартире, жилой площадью 14,8 кв.м. и 10,2 кв.м., поэтому в настоящее время они проживают в 3-х комнатной квартире, общая площадь квартиры составляет 68 кв.м., что не соответствует жилищным нормам. Представитель администрации г.Называевска Омской области Пивченко Н.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что первоначально администрация города в ДД.ММ.ГГГГ году обоснованно поставила Емельянцеву Е.А. на первоочередной учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как многодетную мать, в соответствии со ст.5 Закона Омской области «О государственной поддержке многодетных семей в Омской области», так как семья Емельянцевой Е.А. имела жилую площадь на человека менее установленного законодательством. В марте ДД.ММ.ГГГГ года Емельянцеву Е.А. также обоснованно сняли с первоочередного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как в ноябре ДД.ММ.ГГГГ году она утратила статус многодетной матери, в связи с тем, что ее дети достигли совершеннолетия. В феврале ДД.ММ.ГГГГ года семье Емельянцевой Е.А. была предоставлена комната в 3-х комнатной квартире, жилой площадью 20,7 кв.м., по адресу: <адрес>, затем в ДД.ММ.ГГГГ году по договору социального найма ее семье были предоставлены еще две комнаты, жилой площадью 14,8 кв.м. и 10,2 кв.м., в этой же квартире. После снятия Емельянцевой Е.А. с первоочередного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой статуса многодетной семьи, истица осталась стоять в общей очереди на улучшении жилищных условий в связи с тем, что данная семья не обеспечена жильем по установленным нормам предоставления, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Допрошенная в судебном заседании свидетель Б. дала показания, аналогичные пояснениям Пивченко Н.В. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями документов, представленных и исследованных в судебное заседание: информацией замглавы г.Называевска от ДД.ММ.ГГГГ; копиями лицевого счета Емельянцевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым общая площадь занимаемого семьей Емельянцевой Е.А. жилого помещения составляет 68 кв.м.; информацией Управления федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Емельянцева Е.А., Степанова Е.А., Емельянцева С.С., Емельянцев С.С., Степанова Ю.А. в качестве собствнников жилья не зарегистрированы; типовым договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи к договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ; паспортными данными Емельянцевой Е.А., Емельянцевой С.С., Степановой Е.А., Емельянцева С.С.; свидетельством о смерти Емельянцева С.С.; справкой МУП ЖКХ «Город» от ДД.ММ.ГГГГ; удостоверением многодетной матери №; свидетельствами об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ; ордером на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением главы г.Называевска Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой БУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Называевскому району Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. Согласно ст.15 ч.2 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 36 ЖК РСФСР было предусмотрено, в частности, первоочередное предоставление жилых помещений многодетным семьям (имеющим трех и более детей). В соответствии со ст.7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области», утвержденных постановлениемисполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от 26 декабря 1985 года №414, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (решение исполкома областного Совета народных депутатов от 19.12.1983 года №375); а также проживающие в квартирах, занятых несколькими нанимателями, независимо от размера занимаемой площади. Статьей 23 указанных Правил было установлено, что в первую очередь жилые помещения, в частности, предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий многодетным семьям (имеющим трех и более детей). Данные нормативные требования были также предусмотрены в «Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области», утвержденных Указом Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом в п.27 данных Правил было установлено, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек и 33 квадратных метров - на одиноко проживающего гражданина. В соответствии с п.4 ст.7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 года №722-ОЗ Частью первой статьи шестой Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом, частью второй статьи шестой указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года №1549-О-П, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года №-О). Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, сформулированных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Емельянцева Е.А., как многодетная мать, имеющая в составе семьи мужа Емельянцева С.Н., 1967 г.р., дочерей Степанову Ю.А., 1987 г.р., Степанову Е.А., 1992 г.р., и сына Емельянцева С.С., 1993 г.р., и проживающая в жилом помещении площадью 20,7 кв.м., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с правом первоочередного получения жилья. В 2009 году распоряжением главы г.Называевска Омской области Емельянцева Е.А. была исключена из первоочередного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой статуса многодетной семьи. На момент исключения Емельянцевой Е.А. из первоочередного списка ее номер в очереди был №, при сохранении права состоять в первоочередном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее номер в очереди был бы №. До настоящего времени все дети проживают вместе с Емельянцевой Е.А. и зарегистрированы по адресу ее проживания, за исключением, мужа Емельянцева С.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства, Емельянцевой Е.А. до настоящего времени не предоставлено, сама она в нарушении норм жилищного законодательства была исключена из первоочередного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. С учетом вышеуказанных норм законодательства и обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд находит доводы ответчика о законности снятия Емельянцевой Е.А. с первоочередного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой статуса многодетной семьи по достижению детьми совершеннолетия несостоятельными. В силу ст.55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах Емельянцевой Е.А. удовлетворить. Признать незаконными действия администрации г.Называевска Омской области по снятию Емельянцевой Е.А. с первоочередного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию г.Называевска Омской области обеспечить реализацию Емельянцевой Е.А. права состоять на учете в первоочередном порядке на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, исходя из даты постановки на учет. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Щербаков С.М. Решение изготовлено судьей в совещательной комнате на ПК на 6 стр. ВЕРНО Судья Щербаков С.М.
"О государственной политике Омской области в жилищной сфере", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, составляет 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м. - на одиноко проживающего человека