Решение по иску прокурора о признании решения администрации Старинского СП о снятии Аужановой У. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным



Дело № 2-41/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Называевск                                                                                                                     08.02.2012

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной

при секретаре Бушуевой И.Д.

с участием прокурора Черноусовой Ж.В., Аужановой У., ее представителя Аужановой Р.К., представителей заинтересованых лиц Лукьянова А.С., Мельниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о признании решения администрации Старинского сельского поселения Называевского района Омской области о снятии Аужановой У. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным,

УСТАНОВИЛ :

Называевский межрайонный прокуроробратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что в Называевскую межрайонную прокуратуру поступило заявление Аужановой У. по факту незаконного снятия администрацией Старинского сельского поселения ее как вдовы участника Великой Отечественной войны (далее инвалида ВОВ) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ходе проведенной проверки установлено, что Аужанова У., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает в одноэтажном двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение общей площадью 78,5 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, принадлежит ей на праве собственности. Физический износ жилого дома составляет более 60%. Согласно справке о техническом состоянии строения от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Называевским отделом ГП «Омский центр ТИЗ», квартира находится в непригодном для проживания состоянии из-за трещин в стенах, износа перегородок, деревянного перекрытия - полов, износа крыши. Кроме того, в соответствии с протоколом испытания параметров микроклимата, микроклиматические условия в квартире не соответствуют гигиеническим нормативам, а именно влажность воздуха превышает в среднем допустимый уровень на 2,9 %. Между тем, согласно заключению межведомственной комиссии, квартира в которой проживает Аужанова У., соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Данное заключение противоречит действующему законодательству, поскольку принимая во внимание указанное в справке Называевского отдела ГП «Омский центр ТИЗ» и протоколе испытания параметров микроклимата состояние дома является непригодным для проживания в нем. ДД.ММ.ГГГГ Аужанова У. обратилась в администрацию Старинского сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как жилой дом в котором она проживает, непригоден для проживания, построен на сыром месте, поражён гнилостным грибком, в доме высокая влажность, в связи с чем ухудшается ее состояние здоровья. ДД.ММ.ГГГГ главой Старинского сельского поселения было принято распоряжение о постановке Аужановой У. на соответствующий учет, а ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом издано распоряжение о снятии последней с учета. Между тем, помимо несоответствия гигиеническим нормативам микроклиматических условий в квартире, в ней отсутствует также водопровод и канализация. Учитывая возраст Аужановой У., состояние ее здоровья, неспособностью к самостоятельному обслуживанию, отказ в постановке Аужановой У. - вдовы участника ВОВ на соответствующий учет, является нарушением не только ее жилищных прав, но и прав, предоставленных ей ФЗ «О ветеранах». В связи с изложенным, прокурор просит признать решение администрации Старинского сельского поселения о снятии Аужановой У. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, признать Аужанову У. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Старинского сельского поселения принять Аужанову У. на соответствующий учет.

В судебном заседании прокурор Черноусова Ж.В. заявление в интересах Аужановой У. поддержала по доводам в нем изложенным.

Представитель Аужановой У. Аужанова Р.К. в судебном заседании требования прокурора поддержала, сообщила, что Аужанова У. приходится ей свекровью, она живет в одной квартире с ней. Всего в квартире проживает 6 человек, в том числе сама Аужанова У., два ее сына, сноха и 2 внучки. В настоящее время она заботиться о свекрови, делает всю работу по дому, в том числе ухаживает за ней У. В ближайшее время они с мужем и с детьми собираются переезжать в другой субъект РФ, и заботиться об Аужановой У. будет некому, сама она не сможет жить в данной квартире ввиду ее неблагоустройства и неудовлетворительного технического состояния. Квартира сырая, прогнившая. Во время обследования их квартиры межведомственной комиссией, члены комиссии не выезжали, приезжал только один человек по фамилии Крысальный и не заходя в квартиру, произвел осмотр дома со стороны улицы. Впоследствии они получили акт обследования квартиры, в котором отсутствовало реальное описание состояния квартиры. Считает, что обследование технического состояния квартиры было произведено неполно.

Представитель заинтересованного лица администрации Старинского сельского поселения Лукьянов А.С. в судебном заседании требования прокурора не признал и показал, что отсутствуют основания для принятия Аужановой У. на соответствующий учет, так как дом, в котором она проживает, не признан непригодным для проживания межведомственной комиссией. Возможность быть поставленной на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по иным основаниям, администрацией поселения не рассматривалась ввиду отсутствия таких заявлений от Аужановой У.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Из преамбулы Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон) следует, что настоящий закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу ст. 13 Федерального Закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе получение и содержание жилых помещений.

На основании п.3 ч.2 ст.21 указанного Федерального закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсий или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно ст. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Как установлено в судебном заседании, Аужанова У., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вдова участника Великой Отечественной войны, в повторный брак не вступала и имеет право на льготы, предусмотренные п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ .

Данный факт подтверждается также показаниями представителя заинтересованного лица специалиста КУ Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Называевскому району Омской области» Мельниковой Н.И., согласно которым удостоверение вдовы участника ВОВ Аужановой У. было выдано обоснованно и она имеет право на меры государственной поддержки, предоставляемые государством указанной категории лиц.

ДД.ММ.ГГГГ Аужанова У. обратилась в Администрацию Старинского сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что жилой дом не пригоден для проживания, построен на сыром месте, поражен гнилостным грибком, в доме высокая влажность, в связи с чем ухудшается состояние здоровья, отсутствуют канализация, холодная и горячая вода.

ДД.ММ.ГГГГ главой Старинского сельского поселения принято распоряжение о принятии на учет Аужанову У. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ главой Старинского сельского поселения принято распоряжение о снятии Аужановой У. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение администрации Старинского сельского поселения о снятии Аужановой У. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным и нарушает не только ее жилищные права, но и право как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ст. 54 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Аужанова У. проживает вместе со своими членами в <адрес>. Дом принадлежит ей на праве собственности в соответствии со свидетельством №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в качестве основания приобретения права собственности указано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ).

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан по результатам обследования квартиры Аужановой У. не выявлено. В связи с изложенным, комиссия приняла заключение о соответствии указанного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.

Между тем, заключение межведомственной комиссии противоречит действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Кроме того, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных им каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.33-34 Положения).

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Называевским отделом ГП «Омский центр ТИЗ», износ фундамента <адрес>, в <адрес> составляет 60 % (отколы, трещины в цоколе с развитием на всю высоту здания), износ наружных и внутренних капитальных стен составляет 60 % (выветривание швов, искривление стен, частичное разрушение кладки, сквозные трещины), износ перегородок - 60 % (трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями и по всей высоте перегородки), износ деревянного перекрытия - 60 % (прогибы, щели, протечки, временные крепления), износ крыши - 60 % (отсутствие отдельных листов шифера, трещины, задувание осадков), износ полов - 70 % (изношенность, гниль, щели, изломы), износ оконных и дверных проемов - 60 % (трещины, гниль, сырость, переплеты расшатаны, подоконная доска поражена гнилью, дверная коробка поражена гнилью), износ внутренней отделки - 80 % (разрыв обоев на всей площади, гниль, сырость в углах, износ электропроводки - 40 % (потеря эластичности изоляции проводов, повреждение приборов, износ отопления - 40 % (сдвиг кирпичей в топливнике, приборы расшатаны).

Из протокола испытания К/ПК параметров микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистами филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Тюкалинском районе» следует, что микроклиматические условия в квартире не соответствуют гигиеническим нормативам, а именно влажность воздуха превышает в среднем допустимый уровень на 2,9 %

Кроме того, из имеющейся в материалах дела копии технического паспорта указанной квартиры, видно, что физический износ дома составляет 61%, водоснабжение, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение отсутствуют. Из изученных в суде фотографий о состоянии квартиры видно, что на внутренних стенах и наружной стене дома имеются трещины, пол местами прогнил, в углах стен, на оконных рамах плесень.

Согласно аналогичным показаниям свидетелей Г. и А. дом, в котором проживает Аужанова У. несмотря на ДД.ММ.ГГГГ год постройки действительно очень сырой и весь прогнивший. Г. приходится ей дочерью, а А. соседом. Проживание в таком доме губительно сказывается на здоровье Аужановой У., поскольку у нее обструктивная болезнь легких. Отсутствие в доме водоснабжения и канализированной уборной создает для Аужановой У. затруднения для самообслуживания. Считают, что ее статус вдовы участника ВОВ дает ей возможность прожить оставшуюся часть жизни в благоустроенной квартире.

Исходя из вышеизложенного, Аужанова У. проживает в доме, состояние которого не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, закрепленным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Данное помещение не пригодно для проживания виду его технического состояния и микроклиматических условий, кроме того централизованное водоснабжение и канализация в квартире отсутствуют.

Согласно заключению ВВК от ДД.ММ.ГГГГ Аужанова У. имеет заболевания: гипертоническая болезнь, хроническая обструктивная болезнь легких.

Отсутствие водопровода, канализации, высокая влажность в жилом доме для Аужановой У., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны и неспособной к самостоятельному обслуживанию, является существенным нарушением прав и законных интересов указанного лица.

Учитывая все вышеуказанные обстоятельства в совокупности, Аужанова У. - вдова участника ВОВ, проживающая в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, имеет право на признание ее нуждающейся жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Вышеуказанное заключение межведомственной комиссии послужило основанием для принятия решения Администрацией Старинского сельского поселения о снятия Аужановой У. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что нарушило ее право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах заявление Называевского межрайонного прокурора в интересах Аужановой У. признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Называевского межрайонного прокурора в интересах Аужановой У. удовлетворить.

Признать решение администрации Старинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о снятии Аужановой У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.

Признать Аужанову У., проживающую по адресу: <адрес> нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию Старинского сельского поселения Называевского района Омской области принять Аужанову У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Называевский районный суд Омской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 13.02.2011 судьей В.А. Шумилиной на компьютере на 6 стр.

Председательствующий                                                                                              В.А. Шумилина