Дело №2-86/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Называевск 19.03.2012 Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шумилиной В.А. при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д., с участием прокурора Лукьяновой О.А., рассмотрев в судебном заседании соединенное гражданское дело по искам Называевского межрайонного прокурора Омской области к администрациям Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, УСТАНОВИЛ: Называевский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрациям Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непредставления документа, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах и о возложении обязанности предоставить указанные сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Согласно иску, прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области на предмет соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства. В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления должны быть утверждены правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Цели, порядок применения правил землепользования и застройки определены в ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. Границы территориальных зон определяются в правилах землепользования и застройки. Статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы в сфере распоряжения землей с учетом требований правил землепользования и застройки сельских поселений. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения. Состав сведений о территориальных зонах, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, определен ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ. В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Мангутского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Мангутского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Мангутского сельского поселения). На территории Богодуховского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Богодуховского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Богодуховского сельского поселения). На территории Большепесчанского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Большесафонинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Большепесчанского сельского поселения). На территории Муравьевского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Муравьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Муравьевского сельского поселения). На территории Старинского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Старинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Старинского сельского поселения). На территории Утинского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Утинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Утинского сельского поселения). На территории Черемновского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решением Совета Черемновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Черемновского сельского поселения). На территории Лорис-Меликовского сельского поселения принят и действует нормативный правовой акт, определяющий правила землепользования и застройки (Решение Совета Лорис-Меликовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки Лорис-Меликовского сельского поселения). По информации межрайонного отдела № ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, перечни видов разрешенного использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден, в земельную кадастровую палату до сих пор не предоставлены. Таким образом, главами Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области нарушены требования земельного и градостроительного законодательства. В судебном заседании прокурор Лукьянова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковых заявлениях. Представители ответчиков главы Большепесчанского сельского поселения Колебер Л.Ф., Муравьевского сельского поселения Чухарева Е.Н., Богодуховского сельского поселения Масалов А.П., Утинского сельского поселения Федин А.Г., Черемновского сельского поселения Кайгородов А.П., Лорис-Меликовского сельского поселения Водостоев Ф.П., от Мангутского сельского поселения по доверенности Горленко Ю.А., Старинского сельского поселения по доверенности Бауэр Е.В., требования не признали и поддержали свои отзывы на заявления прокурора, дополнительно указав, что для выполнения указанного в заявлении прокурора требования необходимы большие денежные средства которых нет в бюджете поселений. Так, следует провести межевание всех населенных пунктов. Кроме того никакие объекты недвижимости в поселениях не строятся, во всех поселениях имеются генеральные планы. В случае удовлетворения исков прокурора, просили предоставить срок для исполнения решения суда. В обоснование возражений на заявленные требования представили отзывы, согласно которым в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - закон № 221-ФЗ) орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Решением Совета Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Мангутского сельского поселения», генеральный план Мангутского сельского поселения 1991 был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Решением Совета Богодуховского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Богодуховского сельского поселения», генеральный план Богодуховского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Решением Совета Большепесчанского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Большепесчанского сельского поселения» генеральный план Большепесчанского сельского поселения был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Решением Совета Муравьевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана с. Муравьевка», генеральный план с. Муравьевка ДД.ММ.ГГГГ был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Решением Совета Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Черемновского сельского поселения», генеральный план Черемновского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Решением Совета Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана Лорис-Меликовского сельского поселения», генеральный план Лорис-Меликовского сельского поселения был переутвержден на новый срок. Границы населенных пунктов и территориальных зон также не изменялись. Однако истец неправомерно применил норму закона № 221-ФЗ, так как границы поселения и территориальных зон были установлены в ходе первоначального утверждения генерального плана. Значит, подлежит применению не ст. 10, 15 закона № 221-ФЗ как указывает истец, а ст. 46 указанного закона, которая говорит о том, что органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу закона № 221-ФЗ. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные сведения представляются в порядке информационного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости». Кроме того, главы поселений считают, что прокурор обязан подать в суд заявление по правилам статьи 131 ГПК РФ, указав основания своего иска, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В нарушение требований статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указана ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты интересов, основания своего иска, а именно, какие интересы неопределенного круга лиц нарушены непредставлением сведений. Таким образом, прокурор не вправе был обращаться в суд с таковыми заявлениями. Права неопределенного круга лиц никто не нарушал, а именно генеральный план поселения, правила землепользования и застройки утверждались через процедуру публичных слушаний, и затем обнародовались, т.е. неопределенное количество лиц могли ознакомится с границами поселения и территориальными зонами. Кроме того, в настоящее время по запросу любого гражданина администрации сельских поселений предоставят выписку из генерального плана и (или) правил землепользования и застройки. Глава Старинского сельского поселения Тельгузин С.К., и Утинского сельского поселения Федин А.Г. возражений на иск как остальные главы сельских поселений не направили. Представитель третьих лиц Межрайонный отдел № Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области (Называевский район), извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебном заседании отсутствовал. Заслушав показания лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации В ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. З ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ). В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов. В ст. 10 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах входят: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений. Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. В силу пункта 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден. В судебном заседании установлено, что на территории указанных сельских поселений приняты и действуют нормативные правовые акты, определяющие правила землепользования и застройки - Решениями Советов сельских поселений утверждены Правила землепользования и застройки сельских поселений. В указанных Правилах землепользования и застройки поселений содержатся сведения об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон. Согласно имеющейся в материалах дела информации Хамова Д.В. по запросу прокурора района, по информации межрайонного отдела № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющие границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон, перечни видов разрешенного использования земельных участков, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден, в земельную кадастровую палату до сих пор не предоставлены и данная обязанность администрациями по настоящее время не выполнена. Главы сельских поселений, возражая против иска, обосновывают свои возражения помимо отсутствия финансовой возможности тем, что Решениями Советов сельских поселений Называевского муниципального района Омской области «Об утверждении Генеральных планов сельских поселений», генеральные планы сельских поселений были переутверждены на новый срок, при этом границы населенных пунктов и территориальных зон не изменялись. Таким образом, ответчики считают, что нет необходимости представлять необходимые документы в госкадастр, так как имеются названные правовые акты, а границы населенных пунктов и территориальных зон не изменялись, строительство в населенных пунктах не ведется. Однако суд считает доводы ответчиков несостоятельными, поскольку обязанность предоставления указанных сведений в госкадастр предусмотрена вышеуказанными нормами закона. С учетом вышеизложенного, суд не принимает ссылку в письменных возражениях глав поселений о том, что истец неправомерно применил норму закона № 221-ФЗ, так как границы поселения и территориальных зон были установлены в ходе первоначального утверждения генерального плана, в связи с чем, подлежит применению не ст. 10, 15 закона № 221-ФЗ, а ст. 46 указанного закона. Кроме того, согласно ст.46 ФЗ от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В то же время в судебном заседании установлено, что также и до указанной в ст.46 ФЗ даты, главы сельских поселений никаких сведений в орган кадастрового учета не представляли, в том числе сведения о данных границах и зонах установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, суд считает, что бездействие администраций Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области в части непредставления документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области является незаконным. Доводы глав поселений об отсутствии денежных средств для выполнения требований указанных в исках прокурора не могут служить основаниями для невыполнения требований закона и обязанности органов местного самоуправления. Отсутствие в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, вышеперечисленных сведений нарушает права неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ на получение достоверных сведений о территориальном делении и границах территориальных зон сельских поселений, правах муниципального образования на земельные участки, видах разрешенного использования земельных участков. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности поданного прокурором иска и необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований. В судебном заседании все главы сельских поселений в случае удовлетворения иска прокурора просили установить срок для исполнения решения суда. Учитывая, что исполнение установленных законом требований, являющихся предметом судебного разбирательства, влечет значительные финансовые затраты, суд считает необходимым определить в решении суда срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, участвующие в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администраций Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области в части непредставления документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений сельских поселений Называевского муниципального района Омской области. Обязать администрации Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2012 предоставить установленные законодательством необходимые сведения о территориальных зонах Черемновского, Муравьевского, Большепесчанского, Утинского, Старинского, Лорис-Меликовского, Мангутского, Богодуховского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Называевский городской суд Омской области. Решение в окончательной форме изготовлено судьей В.А. Шумилиной 23.03.2012 на ПК на 7 стр. Судья В.А. Шумилина
местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.