Решение по иску прокурора об обязании Администрации Черемновского сельского поселения внести соответствующие изменения в муниципальный контракт



Дело № 2-326/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Называевск                                                                                                                   22.05.2012

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной,

при секретаре Бушуевой И.Д., с участием прокурора Девятковой М.В., представителя ответчика - Администрации Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в лице главы администрации Кайгородова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Называевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области внести соответствующие изменения в муниципальный контракт,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании администрации Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области внести соответствующие изменения в муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на пользование тепловой энергией в виде горячей воды, а именно, в пункт 4 контракта «Ответственность сторон по договору» включить условие об ответственности поставщика (энергоснабжающей организации).

В судебном заседании прокурор иск поддержал и показал, что проведенной Называевской межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Тепловик» (Энергоснабжающая организация), в лице директора Доценко С.А., действующего на основании Устава, и администрацией Черемновского сельского поселения (Потребитель), в лице главы Кайгородова А.П., заключен муниципальный контракт на пользование тепловой энергией в виде горячей воды, В соответствии с п. 4.1. контракта ЭО не несет ответственности перед «Потребителем» за снижение параметров теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии, вызванные стихийными явлениями. Количество тепловой энергии, подаваемой ЭО потребителю определяется на основании показаний приборов узла потребителя согласно правилам «Учета тепловой энергии» п. 3.2.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств «Потребитель» уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования установленной ЦБ РФ на момент исполнения обязательств. Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что контракт может быть изменен и/ или дополнен в период его действия по соглашению сторон. Пунктом 6.4 контракта установлено, что контракт, может быть, расторгнут по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий контракта другой стороной. Однако, согласно п.п.10-11 ст.9 Федерального Закона РФ от 21.07.2005 №94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В нарушение требований ст. 9 ФЗ указанным муниципальным контрактом, заключенным между ООО «Тепловик» и администрацией поселения ответственность за неисполнение обязательства не предусмотрена. Отсутствие в муниципальном контракте обязательных условий об ответственности поставщика тепловой энергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств может повлечь нарушение прав граждан, неопределенного круга лиц, пользующихся тепловой энергией. В связи с изложенным, межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Черемновского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Представление прокурора года было рассмотрено главой сельского поселения, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» отсутствуют. В связи с изложенным, прокурор просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Черемновского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Кайгородов А.П. заявленные прокурором требования полностью признал и показал, что в ближайшее время администрацией поселения будет заключено дополнительное соглашение к договору на пользование тепловой энергией, в котором будет прописана ответственность сторон за неисполнение обязательств по договору.

Заслушав показания лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и законными по следующим основаниям:

Представитель третьего лица ООО «Тепловик» извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ч. 2. ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Указанный муниципальный контракт определяет условия и режимы подачи тепловой энергии, взаимоотношения в вопросах теплоснабжения.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -Закона) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной властии органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе дарственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

Частью 1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно пунктам 10-11 ст. 9 Закона, в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона, при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и \2 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи) 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6Л и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальным контрактом (л.д. 12-14), заключенным между ООО «Тепловик» и администрацией Черемновского сельского поселения предусмотрено следующее. Так, Разделом 4 контракта предусмотрена ответственность сторон по контракту. Однако в данном разделе отсутствует положение об ответственности исполнителя, что является недопустимым. В соответствии с п. 4.1. контракта ЭО не несет ответственности перед «Потребителем» за снижение параметров теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии, вызванные стихийными явлениями. Количество тепловой энергии, подаваемой ЭО потребителю определяется на основании показаний приборов узла потребителя согласно правилам «Учета тепловой энергии» п. 3.2.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств «Потребитель» уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования установленной ЦБ РФ на момент исполнения обязательств.

Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что контракт может быть изменен и/или дополнен в период его действия по соглашению сторон.

Пунктом 6.4 контракта установлено, что контракт, может быть, расторгнут по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий контракта другой стороной.

Из содержания статьи 180 ГК РФ вытекает, что сделка, содержащая отдельные незаконные условия, может быть в целом признана действительной. В подобных случаях из договора сторонам необходимо исключить условия, являющиеся противозаконными.

Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Не включение в муниципальный контракт условий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", противоречит требованиям закона.

Отсутствие в муниципальном контракте обязательных условий об ответственности поставщика тепловой энергии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств может повлечь нарушение прав граждан, неопределенного круга лиц, пользующихся тепловой энергией, а также срыв отопительного сезона, может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд с целью извлечения незаконной выгоды, может привести к возникновению условий к совершению противоправных действий коррупционной направленности со стороны должностных лиц органов местного самоуправления.

В связи с изложенным, поданное прокурором исковое заявление, суд считает законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Черемновского сельского поселения внести соответствующие изменения в муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на пользование тепловой энергией в виде горячей воды, а именно, в пункт 4 контракта «Ответственность сторон по договору» включить условие об ответственности поставщика (энергоснабжающей организации).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьёй В.А. Шумилиной 22.05.2012 на 5 стр.

Судья                                                                                                                     В.А. Шумилина