Дело № 2-348/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Называевск 05.06.2012 Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи В.Б. Белоусова, при секретаре Бершауэр Л.Д., с участием прокурора Хороль Л.Л., представителя ответчика - Администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в лице главы администрации Аубакирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Называевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов УСТАНОВИЛ: Называевский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и установлении срока для ликвидации несанкционированной свалки до 01.07.2012 года. В судебном заседании прокурор иск поддержал и показал, что проведенной Называевской межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что на территории Искровского сельского поселения, в с. Искра в черте населенного пункта северо-восточного направления в 250 м. относительно ориентира жилого дома № 6 по ул. Северная находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Вследствие бездействия администрации Искровского сельского поселения, выражающегося в невыполнении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, происходит нарушение правил обращения с отходами производства и потребления. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей со стороны администрации сельского поселения по очистке территории муниципального образования от отходов, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды. В связи с изложенным, просила иск прокурора удовлетворить. Представитель ответчика - администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Аубакиров А.А. заявленные прокурором требования признал, о чем направил суду соответствующее заявление, и показал, что действительно на территории сельского поселения располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. Лица, образовавшие свалку, не установлены. В настоящий момент свалка не ликвидирована. Заслушав показания лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и законными, также суд принимает признание иска ответчиком поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную; окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Деятельность органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон о местном самоуправлении). В силу пунктов 18, 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также установлено полномочие органов местного самоуправления поселений по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, действующим федеральным законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов, регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований. Основные виды отходов, установленные при осмотре свалки: - навоз (код по ФККО 1310040000000); - пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код по ФККО 5710180013005);. - стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп) (код по ФККО 3140080201995); - золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (код по ФККО 1711200001005), в том числе и ветви деревьев; полиэтиленовая тара, поврежденная (код по ФККО 5710290313995); бытовой мусор несортированный (код по ФККО 91200400010004); - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и прочие отходы картона незагрязненные (код по ФККО 1871990201005); - обрезки и обрывки тканей смешанных (код по ФККО 5810110801995). - для определения места строительства объектов размещения отходов - проведение мониторинга состояния окружающей среды на Кроме того, статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения (п. 2.1. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001). В соответствии с п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) временное складирование отходов производства и потребления допускается: - на производственной территории основных производителей на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Пунктом 3.7. вышеуказанных Санитарно-эпидемиологических правил установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в Главой Искровского сельского поселения 01.09.2009 издано распоряжение № 24а «О выделении земельного участка для временного хранения бытовых отходов и мусора. Вместе с тем, отвод земельного участка не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Кроме того, при проверке установлено, что землеотводные документы на свалку отсутствуют. Свалка на территории Искровского сельского поселения не является полигоном твердых бытовых отходов, открытой площадкой либо специализированным помещением, поскольку не отвечает вышеуказанным требованиям, и может оказать негативное воздействие на окружающую среду в виде загрязнения: - атмосферного воздуха - в случае возгорания бытовых отходов почвы - химические и биохимические препараты (тяжелые металлы при разложении бытовых отходов, нитраты, нитриты, нефтепродукты), в соответствии с Приказом МПР РФ от 15.06.2001г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» период самовосстановления почвы, после изъятия источника негативного воздействия, составит не менее трех лет. подземных и поверхностных вод. Таким образом, наличие несанкционированной свалки на территории Искровского сельского поселения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, может повлечь загрязнение почвы, атмосферного воздуха, возникновение чрезвычайных ситуаций, причинение вреда здоровью человека. В связи с изложенным, поданное прокурором исковое заявление, суд считает законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в с. Искра в черте населенного пункта северо-восточного направления в 250 м. относительно ориентира жилого дома № 6 по ул. Северная. Установить срок для ликвидации несанкционированной свалки до 01.07.2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Называевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено судьёй В.Б. Белоусовым 05.06.2012. Судья подпись Верно Судья В.Б. Белоусов
делопроизводства (код по ФККО 1871030001005);
Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов:
необходимы специальные (геологические, гидрологические и иные)
исследования (п.2);
территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на
окружающую среду (п.З.);
(изготовителей) отходов;
подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в
соответствии с техническими условиями;
общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие
водоемы без очистки не допускается.
помимо диоксинов, происходит выброс полихлорбефинилов и
полициклических ароматических углеводородов (бенз(а)пирен, сероводород,
индол, скатол и т.п.), что может негативно сказаться на здоровье граждан
находящихся в расположенном рядом дачном массиве.