Дело № 2-361/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Называевск 05.06.2012 Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной при секретаре Бершауэр Л.Д. с участием представителя истца Коза Т.Т., представителей ответчика администрации Утинского сельского поселения Называевского района Федина А.Г., третьего лица администрации Называевского муниципального района Омской области Лукьянова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пересунько Т.А. о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, УСТАНОВИЛ: Пересунько Т.А. обратилась с заявлением в Называевский городской суд Омской области, в котором просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 «О ветеранах» и обязать администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области принять ее на соответствующий учет. В судебном заседании представитель Пересунько Т.А. по доверенности Коза Т.Т. требования истицы поддержала и показала, что ДД.ММ.ГГГГ умер муж истицы Пересунько , который являлся ветераном ВОВ. Как вдова ветерана ВОВ она имеет право воспользоваться государственной поддержкой в виде получения денежных средств для улучшения жилищных условий, для чего ей необходимо быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования ее квартиры принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, которым должно отвечать жилое помещение. В связи с тем, что квартира Пересунько Т.А. не признана непригодной для проживания, распоряжением Главы Утинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным отказом истица не согласна. Квартира, в которой проживает Пересунько Т.А., расположена в доме ДД.ММ.ГГГГ года постройки, не имеет центрального отопления, водоснабжения, канализации, сырая, отмостка вокруг здания разрушается, растительный заполнитель пазов сруба частично отсутствует, углы дома промерзают. Учитывая возраст и состояние здоровья, без жизненно необходимых благоустройств ей очень трудно нанимать постоянно работников для ремонта квартиры, покупать строительные материалы она не может в силу материального положения, так как кроме пенсии у нее иного дохода нет. Большая часть ее пенсии уходит на приобретение лекарств, так как она престарелый человек. В квартире истица проживает вместе с сыном Пересунько А.Т., 52 лет, который находится на пенсии по выслуге лет (военнослужащий), его пенсия с января ДД.ММ.ГГГГ составляет 9 000 рублей, а пенсия истицы 13000 рублей. На учете в муниципальных учреждениях здравоохранения истица не состоит, однако в силу возраста имеет заболевание сердца. Просит признать Пересунько Т.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» и обязать администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области принять Пересунько Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика администрации Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области Федин А.Г. в судебном заседании исковые требования Пересунько Т.А. не признал и показал, что оснований для признания истицы нуждающейся в жилом помещении не имеется. Квартира, в которой она проживает, не признана не отвечающей установленным законодательством для жилых помещений требований. Вместе с тем, администрация поселения согласна, что проживание Пересунько Т.А. в неблагоустроенном доме, учитывая состояние ее здоровья и возраст, а также имеющийся статус вдовы ветерана ВОВ, является затруднительным и она имеет право быть поставленной на соответствующий учет. В деревне Драгунка отсутствуют централизованные системы водоснабжения (имеются только колодцы), отопления (во всех домах печное отопление) и канализации. Представитель третьего лица администрации Называевского муниципального района Омской области по доверенности Лукьянов А.С. в судебном заседании исковые требования Пересунько Т.А. также не признал и дал аналогичные показания. Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Пересунько Т.А. требований в связи со следующим. В силу ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе получение и содержание жилых помещений. На основании п.3 ч.2 ст.21 указанного Федерального закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсий или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно ст. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Как установлено в судебном заседании, Пересунько Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова участника - ветерана Великой Отечественной войны, в повторный брак не вступала и имеет право на льготы, предусмотренные п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельством о смерти Пересунько Т.Е. 1-КН № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29). ДД.ММ.ГГГГ Пересунько Т.А. обратилась с заявлением в администрацию Утинского сельского поселения о принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием в ее жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: <адрес> <адрес>, горячего и холодного водоснабжения, канализации и невозможностью решения вопроса о ремонте электроснабжения, при этом она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Согласно ее заявлению их семья состоит из двух человек: она и сын Пересунько А.Т. ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Утинского сельского поселения № Пересунько Т.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 23,25). Отказ администрации Утинского сельского поселения в принятии Пересунько Т.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является обоснованным по следующим основаниям. В силу ч.2 ст.52 ЖФ РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Частью 3 ст.49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, категориям граждан, определенным федеральным законом и признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 51 ЖК РФ регламентированы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В том числе, подлежат признанию таковыми граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется, в том числе, такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. По смыслу названных норм участники Великой Отечественной войны имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае, если имеются указанные в ст.51 ЖК РФ основания для их принятия на соответствующий учет. В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно имеющимся в материалах дела документам, Пересунько Т.А. является собственником квартиры, ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью 34,7 кв.м. и земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> на основании ФИО5 Называевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 55-АА 315392 и 55-АА 315393 (л.д.20). Аналогичные сведения следуют из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30). Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с п.10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Требования, которым должно отвечать жилое помещение и основания, по которым оно может быть признано непригодным для проживания, установлены в главах 2 и 3 Положения. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения). Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-19), квартира, в которой проживает Пересунько Т.А. расположена в одноэтажном, двухквартирном доме. Физический износ здания составляет 14 %., наружные и внутренние стены брусовые, перегородки дощатые, перекрытие по деревянным балкам, пола дощатые по деревянным балкам, окрашенные, окна простой работы с остеклением створчатые, дверные блоки деревянные одностворчатые простой работы. Отопление печное. Жилое помещение обеспечено централизованными системами: электроснабжение (скрытая проводка). Газоснабжение баллонное. В жилом помещении отсутствует система централизованного водоснабжения, теплоснабжения и канализованная уборная. По результатам обследования установлено, что отмостка вокруг дома разрушается, в углах жилого помещения видны следы промерзания стен в виде потемнений на внутренней отделке фундаменты здания. Вместе с тем, стены квартиры, конструкции пола, чердачного перекрытия находятся в работоспособном состоянии. По результатам обследования сделан вывод, что необходимо и возможно провести капитальный ремонт жилого помещения принадлежащего Пересунько Т.А. с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. Кроме того, в материалах дела имеется заключение ОАО Территориального проектного института «Омскгражданпроект» (л.д. 6-13) о том, что общее техническое состояние строительных конструкций квартиры № жилого дома, расположенного по <адрес> в д. <адрес> работоспособное. Физический износ дома составляет 14%. Для устранения выявленных дефектов конструкций в виде разрушаемой отмости здания, частичного отсутствия заполнителя в пазухах сруба и следов промерзания стен в виде потемнений на внутренней отделке дома необходимо восстановить отмостку здания, проконопатить пазы в стенах сруб, выполнить утепление фасадов здания, выполнить утепление чердачного помещения, и установить водосточные желобы. Общее техническое состояние, строительных конструкций квартиры № жилого дома, расположенного по <адрес> работоспособное. В случае выполнения всех вышеприведенных требований и устранения замечаний здание пригодно для дальнейшей эксплуатации. Исходя из того, что оснований для признания квартиры, в которой проживает Пересунько Т.А. непригодной для проживания не установлено как межведомственной комиссией, так и специалистами ОАО Территориального проектного института «Омскгражданпроект», оснований для постановки на соответствующий учет истицы по ее заявлению в администрацию сельского поселения не имелось. В части отсутствия в квартире, принадлежащей Пересунько Т.А. централизованного водоснабжения, отопления и канализации судом установлено следующее. В п. 12 названного Положения указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Из изложенного следует, что оценка соответствия жилого помещения о его пригодности для проживания должна проводится в том числе, с учетом уровня благоустроенности населенного пункта, в котором расположено жилое помещение. Судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что в д. <адрес> отсутствуют системы централизованного водоснабжения, канализации и отопления, вентиляции. Кроме того, деревня Драгунка не является газифицированным районном. В квартире, принадлежащей истице на праве собственности для обеспечения теплоснабжения имеется печь, для обеспечения электроснабжения - система скрытой проводки и баллонное газоснабжение. При рассмотрении данного дела судом рассматривались все возможные варианты для постановки истицы на соответствующий учет по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. В частности, из выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> д. <адрес> проживают: Пересунько Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата прописки в деревне ДД.ММ.ГГГГ - вдова ветерана ВОВ и ее сын Пересунько А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата прописки ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь дома 34,7 кв.м., жилая - 26,5 кв.м., число комнат 2. В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета Утинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека 12 кв.м. Общая площадь квартиры, в которой проживает истица с сыном составляет 34,7 кв.м., что соответствует требованиям, предъявляемым законодательством в части обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы. По иным основаниям, перечисленным в ст. 51 ЖК РФ истица на соответствующий учет также поставлена быть не может. При установленных обстоятельствах, иск Пересунько Т.А. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении на администрацию Утинского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Пересунько Т.А. отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы в Называевский городской суд Омской области. Решение в окончательной форме изготовлено судьей В.А. Шумилиной на компьютере на 5 стр. 09.06.2012. Председательствующий В.А. Шумилина