Решение по иску прокурора к администрации г. Называевска о возложении обязанности произвести действия по постановке на учет



Дело № 2-415/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Называевск                                                                                                                     26.07.2012

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной

при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д.,

с участием прокурора Черноусовой Ж.В., представителя ответчика Пивченко Н.В. рассмотрев в судебном заседании дело о возложении обязанности произвести действия по постановке на учет,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Администрации города Называевска о понуждении произвести действия по постановке объектов недвижимости - домов, расположенных по адресам: <адрес>, , ; <адрес> строителей , , , , <адрес> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Называевский отдел Главного управления федеральной регистрационной службы по Омской области, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации города Называевска, в ходе которой было выявлено, что на территории города Называевска расположено 7 жилых домов по адресу: <адрес>, <адрес>; <адрес> строителей , , , , <адрес>, собственники которых в настоящее время отсутствуют. До настоящего времени ни одно физическое или юридическое лицо не заявило прав собственника на данное имущество. Требование о постановке на учет указанных объектов, обусловлено интересом администрации города Называевска по сохранности данного имущества и осуществлению муниципальным образованием правомочий собственника по владению и использованию данного имущества при реализации вопросов местного значения. Неподача заявления по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, со стороны администрации города Называевска влечет нарушение регулируемых гражданским законодательством отношений собственности в Российской Федерации, не полное включение в экономическую базу поселения указанного недвижимого имущества, бесконтрольное использование данных домов иными пользователями. Ввиду отсутствия собственника, данные объекты недвижимости не включены в реестр, не имеют технического паспорта.

В судебном заседании прокурор Черноусова Ж.В. заявленные требования уточнила, попросила исключить из перечня домов, которые должны быть поставлены на учет жилой дом, расположенный по <адрес>, , в остальной части требования поддержала и дополнительно к изложенному в заявлении показала, что в указанных домах ранее принадлежащих государственному предприятию и в настоящее время ликвидированному, живут и зарегистрированы люди, точное количество которых установить невозможно. Правоустанавливающие документы на занимаемые ими жилые помещения они не имеют. Фактически люди, проживающие в указанных домах, являются заложниками своего положения. Оформлять квартиры в свою собственность они не желают, так как данные дома находятся в аварийном состоянии.

Представитель заинтересованного лица администрации города Называевска Пивченко Н.В. в судебном заседании иск не признала и показала, что указанные в заявлении дома находятся непригодными для проживания, в связи с чем, нецелесообразно их ставить на учет как объекты недвижимости - жилые дома. Кроме того указала, что у администрации города Называевска имеется право, а не обязанность принимать объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность. В данном случае, администрация не желает принимать в собственность объекты, которые фактически непригодны для проживания. В случае удовлетворения заявления прокурора, будут нарушены права граждан, которые имеют право оформить данные квартиры в свою собственность в порядке приобретательной давности.

Привлеченные по делу в качестве заинтересованных лиц Горбунова К.А., зарегистрированная по <адрес>. <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Гимадиев К.Ш. по <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Садовская Л.А. по <адрес>. <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Мальцев Д.В. по <адрес>. <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Махт Л.Ф. по <адрес>. <адрес>, <адрес>. дав аналогичные показания, суду сообщили, что все они живут по указанным адресам без правоустанавливающих документов, но имеет регистрацию, кроме того есть и другие люди, которые проживают в данных домах но не зарегистрированы, точное количество проживающих людей определить невозможно. Раньше жилые дома числились на балансе государственной организации - Передвижной механизированной колонне-348 (далее ПМК-348) ликвидированной в конце ДД.ММ.ГГГГ. Оформлять дома в собственность они не желают, поскольку дома являются непригодными для проживания. В очереди на улучшении жилищных условий в порядке очередности стоят: Лутковская Е.В., Мальцев Д.В., Гимадиев К.Ш. и Садовская Л.А. Все заинтересованные по делу лица, право на приватизацию жилья не использовали. Против удовлетворения заявленных прокурором требований не возражают.

Выслушав показания прокурора, ответчика, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Называевского межрайонного прокурора, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, объекты недвижимости - дома по <адрес> и <адрес> , , , , <адрес> в чьей-либо собственности не находятся (это следует из Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений и сведений, предоставленных Комитетом по имуществу Называевского муниципального района Омской области).

После ликвидации государственной организации ПМК-348, стоящие у нее на балансе дома, расположенные по ул. <адрес> , , , , в муниципальную собственность переданы не были.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних».

Согласно ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с распоряжением Правительства №1453-р от 17 октября 2002 года федеральным государственным учреждениям, федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, необходимо до 31 декабря 2004 года завершить передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 года №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

Согласно ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Указанные в заявлении прокурора объекты недвижимого имущества являются жилыми домами, что следует из ответа, направленного Называевскому межрайонному прокурору ДД.ММ.ГГГГ руководителем ГП Омский Центр ТИЗ.

По результатам рассмотрения дела и установления всех обстоятельств по делу, суд считает, доводы представителя ответчика о том, что принимать в муниципальную собственность указанные объекты с учетом их технического состояния нецелесообразно, должны быть отклонены, а иск прокурора должен быть удовлетворен.

При этом суд исходит из того, что в связи с тем, что данные объекты недвижимости при ликвидации МПК-348 с конца 1990 - начала 2000 годов не были переданы в муниципальную собственность, а администрация города Называевска до настоящего времени не выполнила действия по постановке их на учет, данные объекты оказались безхозяйными, а проживающие и зарегистрированные в них люди, фактически оказались заложниками сложившейся ситуации. Вместе с тем, как установлено в суде по результатам изучения фотографий жилых домов, в настоящее время большинство из них являются аварийными и для проживания непригодными.

Сложившаяся ситуация влечет нарушение прав людей, которые в случае принятия домов в муниципальную собственность могли бы претендовать на получение жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как проживающие в домах признанных непригодными для проживания.

Неопределенный статус указанного жилого фонда не позволяет произвести каких-либо действий с ним, а соответственно нарушаются жилищные права граждан.

Доводы представителя ответчика о том, что в случае обращения домов в муниципальную собственность будут нарушены права людей в них проживающих, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как установлено в суде до настоящего времени никто из проживающих и зарегистрированных в домах людей не изъявил желания оформить спорные жилые помещения в частную собственность.

К доводам представителя ответчика о том, что у него существует право, а не обязанность обращения с заявлением о признании муниципальной собственностью бесхозяйных объектов недвижимости, суд относится критически, так как в сложившейся ситуации, учитывая какое количество проживающих в данных домах людей остается без внимания, в том числе без учета опасности их проживания в домах, необходимо незамедлительно предпринимать меры по определению статуса спорного жилого фонда, являющегося безхозяйным в результате неисполнения уполномоченными должностными лицами своих обязанностей.

В связи с изложенным, неподача заявления по постановке указанных объектов недвижимости на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, со стороны администрации города Называевска влечет нарушение регулируемых гражданским законодательством отношений собственности в Российской Федерации, не полное включение в экономическую базу поселения указанного недвижимого имущества расположенного на территории ответчика и бесконтрольное использование данных домов иными пользователями.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Называевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> произвести действия по постановке объектов недвижимости - домов, расположенных по адресам: <адрес>, , <адрес> <адрес>, , , , на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Называевский отдел Главного управления федеральной регистрационной службы по Омской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы в Называевский городской суд Омской области.

Решение изготовлено судьей В.А. Шумилиной на ПК на 4 стр. в совещательной комнате.

Судья                                                                                                            В.А. Шумилина