2-376/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Называевск 21.06.2012 Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Шумилиной В.А. при секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д. с участием истца Тырышкина А.В., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области Капаниной И.В., представителя заинтересованного лица Комитета по образованию Называевского муниципального района Строгоновой Ю.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тырышкина А.В. о признании за ним права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, У С Т А Н О В И Л: Тырышкин А.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе о признании за ним права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении следующих периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в добровольном спортивном обществе «Урожай» в должности инструктора по физкультурно-массовой работе; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Детско-юношеского спортивного клуба физической подготовки; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора МОУ ДОД Детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки. По результатам рассмотрения его заявления о назначении досрочной трудовой пенсии решением комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ необходимый педагогический стаж Тырышкина А.В. составил 8 лет 6 месяцев 9 дней. В судебном заседании истец исковые требования поддержал и показал, что не согласен с решением ответчика, поскольку все указанные в иске периоды его работы и служба в армии подлежат включению в специальный педагогический стаж. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в добровольном спортивном обществе «Урожай» в должности инструктора по физкультурно-массовой работе. Он организовывал спортивно-массовые мероприятия с участием граждан, проводил с ними беседы на тему спорта. Учредителем данного общества являлся Называевский районный совет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности директора Детского юношеского спортивного клуба физической подготовки, учредителем которого значился Называевский городской отдел народного образования (далее отдел образования), ранее учреждение значилось как детско-юношеская спортивная школа, позже в ДД.ММ.ГГГГ учреждение было переименовано в Детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки. Со времени образования ДЮСШ, затем ДЮКФП, данные учреждения реализовывали программы дополнительного образования детей. С ДД.ММ.ГГГГ учреждение переименовано в МОУ ДОД ДЮКФП, где он в качестве директора работал по ДД.ММ.ГГГГ. Заработную плату он получал в бухгалтерии отдела образования, затем в бухгалтерии Комитета по образованию. Считает, что занимался педагогической деятельностью не менее 25 лет и указанные периоды необоснованно не включены в его специальный стаж. Представитель заинтересованного лица Строгонова Ю.Ю. требования заявленные истцом поддержала и дала аналогичные показания. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Капанина И.В. иск не признала и показала, что в назначении льготной трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального педагогического стажа. При определении права на досрочную пенсию по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Тырышкину А.В. не были засчитаны указанные периоды работы так как, служба в армии засчитывается при условии имеющегося не менее 16 лет 8 месяцев специального стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности инструктора по физкультурно-массовой работе не является льготной, поскольку не поименована ни в одном из актов, регулирующих правила предоставления соответствующего вида пенсии, работа в должности директора ДЮКФП в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № не включена в льготный период работы, так как не представлена лицензия на подтверждение такого вида деятельности как дополнительное образование детей. Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не поименованы ДЮКФП и учреждения ДОД «ДЮКФП», кроме этого вторая часть Списков данных постановления относится к учреждениям дополнительного образования детей, где в наименовании должностей отсутствует должность директор. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истца в должности директора также невозможно включить в льготный, так как не соблюдены условия п.12 Правил: наличия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и в указанную продолжительность стажа обязательно должна быть включена работа в должностях и учреждениях дополнительного образования детей, указанная в п.2 раздела «Наименование должностей» и п.15 раздела «Наименование учреждений» Списка от ДД.ММ.ГГГГ (во второй части Списка) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, педагогический стаж Тырышкина А.В. составил 8 лет 6 месяцев 9 дней, в связи с чем ему было отказано в назначении указанного вида пенсии. Заслушав показания сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Тырышкина А.В. подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии ранее установленного возраста Тырышкин А.В. имел 32 года 10 месяцев 9 дней страхового стажа. В специальный (педагогический) стаж его работы было зачтено лишь 8 лет 6 месяцев 9 дней, при этом в стаж были зачтены периоды его работы в должности учителя, преподавателя физической культуры и воспитания в школах Называевского района. Вместе с тем, в специальный стаж не были зачтены периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в добровольном спортивном объединении «Урожай» в должности инструктора по физкультурно-массовой работе; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Детско-юношеского спортивного клуба физической подготовки; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора МОУ ДОД «Детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки». Факты работы истца в спорные периоды в указанных должностях и организациях подтверждены записями в трудовой книжке, показаниями истца, представителя заинтересованного лиц и не оспариваются представителем ответчика. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 5.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения Тырышкиным А.В. военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР. Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Тырышкиным А.В. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983 ) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённоеПостановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397. Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Таким образом, на момент прохождения истцом службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не должно служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Доводы представителя ответчика Капаниной И.В., считающей, что у истца на момент признания недействующим Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (на ДД.ММ.ГГГГ) стаж составил 06 лет 7 месяцев 8 дней, и у него не было 2/3 необходимого стажа, суд считает несостоятельными. В данном случае необходимо установить, было ли соблюдено указанное условие на момент обращения истца к ответчику. Однако, даже на момент обращения истца с вопросом досрочного назначения пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ у истца не было выработано не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) специального стажа, в связи с чем, в зачете периода службы в армии в специальный стаж ему было отказано верно. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в добровольном спортивном обществе «Урожай» в должности инструктора по физкультурно-массовой работе. Наименование организации - добровольное спортивное общество «Урожай» и должность инструктора по физкультурно-массовой работе не поименовано ни в одном из актов, регулирующих порядок и правила предоставления соответствующего вида пенсии, в связи с чем этот период работы истца не подлежит по мнению суда включению в специальный стаж. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Детско-юношеского спортивного клуба физической подготовки и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора МОУ ДОД Детско-юношеского спортивного клуба физической подготовки. При назначении указанного вида пенсии помимо Постановления СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа): Постановление СМ РСФСР №, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. При этом Список № применяется к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ; № - к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ, а Список и Правила № с ДД.ММ.ГГГГ9 до ДД.ММ.ГГГГ. Ко всем периодам работы могут применяться Список должностей и учреждений ….. и Правила…., утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрены внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы и должность директора. Перечня внешкольных учреждений (то есть учреждений дополнительного образования детей) непосредственно в Списке нет, используется Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (приложение к конструктивному письму Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ), в нем поименованы клубы. Судом установлено, что клуб зарегистрирован постановлением главы Называевского муниципального образования Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки <адрес>. Учредителем данного клуба является Комитет по образованию Называевского муниципального образования Омской области. Данный клуб функционирует в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено право работников образовательных учреждений на получение социальных льгот и гарантий, установленных законодательством РФ, в том числе правом на получение пенсии за выслугу лет). Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ детско-юношеская спортивная школа была на основании приказа № председателя Комитета по образованию Администрации Называевского района переименована в детско-юношеский спортивный клуб физической подготовки. Однако изменилось только название, функции учреждения остались те же самые. В соответствии с представленным суду Положением о детско-юношеском клубе физической подготовки Комитета по образованию администрации Называевского района клуб является внешкольным учреждением, работает под общим руководством Комитета по образованию администрации района, в своей деятельности руководствуется основами законодательства о народном образовании, настоящим положением. В приложении № к Приказу Комитета по образованию утверждено штатное расписание ДЮКФП, из которого следует, что в клубе имеется 6 единиц штатных тренеров и 20 единиц педагогов дополнительного образования. Из изложенного следует вывод, что несмотря на отсутствие лицензии на ведение дополнительной образовательной деятельности в 1995 году, принимая во внимание направление деятельности учреждения, неточное наименование детского внешкольного учреждения не может служить основанием для отказа в требовании о включении периода работы в таком учреждении в льготный трудовой стаж и детско-юношеский клуб физической подготовки необходимо отнести к образовательному учреждению ДОД (в 2002 году поименованного как ДОД), в связи с чем, период работы Тырышкина А.В. в должности директора ДЮКФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 2 месяца 16 дней) подлежит включению в специальный (педагогический) стаж. Однако, лишь по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку во второй части Списков указанных в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № относящейся к учреждениям дополнительного образования детей, в разделе «Наименование должностей» должность директора не поименована. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 12), начиная с ДД.ММ.ГГГГ, период работы в учреждениях дополнительного образования детей включается в педагогический стаж при одновременном соблюдении двух условий: - на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. С учетом включенного судом периода работы истца в должности директора в ДЮКФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов засчитанных ответчиком при обращении к нему специальный (педагогический) стаж истца составляет не более 13 лет. В связи с изложенным, период работы истца в качестве директора ДЮКФП с ДД.ММ.ГГГГ, а затем в должности директора МОУ ДОД ДЮКФП по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный (педагогический) стаж засчитан быть не может, как и служба в армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не соблюдены правила для данного зачета (не менее 16 лет 8 месяцев работы в соответствующих должностях и организациях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и не менее 16 лет 8 месяцев на дату обращения для включения в стаж периода службы в армии). В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Тырышкина А.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию и о признании за ним права на льготную пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области зачесть в специальный педагогический стаж, дающийправо на досрочное назначение пенсии по старости Тырышкину А.В. период работы его в должности директора ДЮКФП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 2 месяца 16 дней). В удовлетворении остальных заявленных требований отказать. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области в пользу Тырышкина А.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 50 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Называевский городской суд. Решение написано судьей В.А. Шумилиной в окончательной форме 25.06.2012 на 5 стр. Председательствующий В.А. Шумилина