Решение по иску Нагорной Т.Б. к ГУ УПФР в Называевском районе о признании права на досрочную пенсию



2-616/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Называевск                                                                                                                    22.08.2012

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шумилиной В.А.

при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д.

с участием истицы Нагорной Т.Б., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области Малафеевой Е.В., представителя заинтересованного лица Константиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нагорной Т.Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области о признании за ней права на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью и включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию,

                                                                                                

УСТАНОВИЛ :

Нагорная Т.Б. обратилась в суд с указанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе о признании за ней права на назначение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ и зачете в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию периода работы в должности старшего фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения заявления Нагорной Т.Б. о назначении досрочной трудовой пенсии решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 30 лет работы в городе. Истица считает данный отказ незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, поскольку в период работы старшим фельдшером-лаборантом она выполняла должностные обязанности фельдшера-лаборанта и дополнительные обязанности по лаборатории, в связи чем, получала доплату за звание «старшего». Работала полный рабочий день, в объеме полной ставки фельдшера-лаборанта. На курсы повышения квалификации ее направлял работодатель, во время нахождения на курсах за ней сохранялось ее рабочее место, была начислена и выплачена заработная плата, работает по настоящее время. Просит включить спорные периоды в стаж и признать за ней право на досрочное назначение пенсии со дня обращения.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица Константинова Т.В. показала, что Нагорная Т.Б. работала в Называевской СЭС с ДД.ММ.ГГГГ в должности лаборанта-паразитолога, затем в Называевской ЦРБ в должности лаборанта по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера-лаборанта по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она была переведена на должность старшего фельдшера-лаборанта лаборатории Называевской ЦРБ. Данная должность отсутствовала в штатном расписании больницы. Несмотря на указание в трудовой книжке истицы ее должности как «старший фельдшер-лаборант», в действительности она занимала одну из имеющихся в больнице ставок «фельдшера-лаборанта». С ДД.ММ.ГГГГ наименование должности в документах было приведено в соответствие с номенклатурой должностей среднего медицинского персонала, в связи с чем Нагорная Т.Б. была переведена с ДД.ММ.ГГГГ фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории. Однако должностные обязанности после приведения в соответствие с ДД.ММ.ГГГГ не изменились, остались в том же объеме, что и в период с ДД.ММ.ГГГГ. На курсы повышения квалификации она была направлена в соответствии с приказами главного врача Называевской районной больницы, за время нахождения на курсах ей была начислена и выплачена заработная плата, сохранено ее рабочее место, производились необходимые отчисления в пенсионный фонд.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Малафеева Е.В. иск не признала и показала, что в назначении льготной досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью истице было отказано, в связи с недостаточным необходимым специальным (медицинским) стажем. При определении права на досрочную пенсию по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Нагорной Т.Б. было отказано, так как в необходимый специальный стаж не был зачтен период работы ее в должности старшего фельдшера-лаборанта и периоды нахождения на курсах повышения квалификации. На дату обращения специальный стаж Нагорной Т.Б. составил 20 лет 04 месяца 13 дней. В соответствии с Разъяснением от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным Постановлением Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и с применением Постановления от ДД.ММ.ГГГГ нельзя засчитать периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, время забастовок, отпуска без сохранения содержания, поэтому указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы нельзя засчитать в специальный (медицинский) стаж Нагорной Т.Б. Используемая Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , не предусматривает должности старшего фельдшера-лаборанта, в связи с чем, период работы истицы в указанной должности также не был засчитан в специальный трудовой стаж.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив все представленные в деле и приобщенные в судебном заседании материалы, суд пришел к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан (статья 2 ГПК РФ).

Как следует из Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст.7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и на охрану здоровья (ч.3 ст. 37, ч.1 ст.41). По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имеющего место до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, либо исходя из положений, предусмотренных ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось ст. ст. 81,83 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 81, 83 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Полномочия по утверждению списков и правил делегированы Правительству РФ.

Пунктом 1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Список и Правила от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи периоды работы, протекающие до вступления в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, могут быть исчислены по условиям и правилам, предусмотренным нормами Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Списку от ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно- профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При реализации Списка от ДД.ММ.ГГГГ применялся приказ Минздрава от ДД.ММ.ГГГГ , утвердивший номенклатуру учреждений здравоохранения, в которой приведены типы учреждений: лечебно-профилактические, амбулаторно-поликлинические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения и др.

Согласно п.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Список и Правила от ДД.ММ.ГГГГ применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья граждан населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

С ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинских работников определяется на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

За периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, применяется Постановление от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившее соответствующие Список и правила от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные Список и правила также содержат положения об осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения непосредственно в учреждениях здравоохранения.

Судом установлено, что при обращении истицы в пенсионный фонд по вопросу назначения досрочной пенсии периоды ее работы в должностях лаборанта-паразитолога, лаборанта, фельдшера-лаборанта были зачтены ответчиком в специальный стаж, дающий право на выход на пенсию ранее установленного срока.

При этом специальный стаж истицы был рассчитан с учетом Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Конституционного суда 2-П, и составил 20 лет 04 месяца и 13 дней.

В отношении должностей Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не содержит конкретного перечня, поэтому используется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистом с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ . Указанная номенклатура содержит указание на фельдшера-лаборанта, но вместе с тем, в ней не поименована должность старшего фельдшера-лаборанта.

Списками должностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанная должность также не поименована.

Однако, установив обстоятельства по делу, суд считает, что иск Нагорной Т.Б. в части включения в специальный стаж периода ее работы в должности старшего фельдшера-лаборанта должен быть удовлетворен.

Не оспаривая факта работы истицы в указанной должности, ответчиком не засчитан данный период в связи с том, что должность не поименована в соответствующих документах.

Исходя из копии трудовой книжки, справки уточняющей характер работы (л.д.6, 30-31) Нагорная Т.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в лаборатории Называевской ЦРБ в должности старшего фельдшера-лаборанта.

Из предоставленной суду БУЗОО «Называевская центральная районная больница» справки (л.д. 11), истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно работала в Называевской центральной районной больнице полный рабочий день и на полную рабочую ставку, выполняла должностные обязанности фельдшера-лаборанта лаборатории: забор крови в отделении, разработка анализов, выдача анализов, их регистрация, подготовка для работы реактивов, химической посуды, дезрастворов и др.

За выполнение дополнительных должностных обязанностей: составление табеля учета рабочего времени, выписки и учета расхода аптечных средств, составление графика дежурств неотложной помощи лаборантов - ее должность была необоснованно названа старшим фельдшером-лаборантом, что не соответствует номенклатуре должностей среднего медицинского персонала. В штатном расписании за 1995-2002 (штатные расписания до 1995 года в архиве не сохранились) должность старшего фельдшера-лаборанта не значилась (л.д.13-29).

Аналогичную информацию сообщила суду представитель заинтересованного лица Константинова Т.В.

В подтверждение доводов о том, что в период работы в должности старшего фельдшера-лаборанта истица выполняла те же должностные обязанности, что и фельдшер-лаборант с учетом возложенных дополнительных обязанностей, последней для обозрения суду были представлены рабочие журналы, в том числе содержащие записи выполненные ее рукой о группе крови и резус принадлежности пациентов, учета и расхода спирта 70КДЛ, 95 КДЛ.

Учитывая сообщенные суду сведения, оснований не доверять которым у суда не имеется, суд установил, что в спорный период времени истица занимала ставку фельдшера-лаборанта и неправильное указание должности в трудовой книжке, не является ее виной и не должно нарушать ее законных пенсионных прав и интересов.

Также в судебном заседании установлено, что истица в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по направлению работодателя находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы со всеми отчислениями единого социального налога. Кроме того, в эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ранее действовавшей статье 122 КЗоТ РСФСР и статьей 187 РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

На дату обращения с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ у истицы уже имелось специального стажа, включенного ответчиком - 20 лет 04 месяца 13 дней. При включении судом периода работы в должности старшего фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истицы льготный стаж работы составит на дату обращения к ответчику, более чем 30 лет предусмотренных законодателем.

На основании анализа представленных доказательств, а именно: показаний истицы, заинтересованного лица, справки, уточняющей характер льготной работы и иных доказательств по делу - суд приходит к выводу, что спорные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж истицы, а следовательно, она имеет право на досрочную пенсию.

Как видно из материалов дела, истец Нагорная Т.Б. при подаче искового заявления уплатила госпошлину в размере 200 руб.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаем, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Таким образом, уплаченная истицей госпошлина в сумме 200 руб. при подаче им искового заявления в суд подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Нагорной Т.Б. удовлетворить.

Зачесть в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» Нагорной Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р. период ее работы в должности старшего фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Нагорной Т.Б. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью Нагорной Т.Б. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Называевском районе Омской области в пользу Нагорной Т.Б. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Называевский городской суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 27.08.2012 года судьей В.А. Шумилиной в совещательной комнате на компьютере на 5 стр.

Председательствующий                                                                                       В.А. Шумилина