Решение по искам прокурора к МКОУ `Жирновская СОШ`, `Путиловская СОШ`, `Лорис-Меликовская СОШ`, `Утинская СОШ` о признании незаконным бездействие в части создания резервов материальных и финансовых ресурсовдля ликвидации чрезвычайных ситуаций



                                                                                                                       Дело №2-729/2012

                                                              РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

Г.Называевск                                                                                              11 сентября 2012 года.

                  

                   Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Белоусова В.Б., при секретаре судебного заседания Чендыревой Ю.М., с участием прокурора Цыценко П.Д., рассмотрев в судебном заседании соединенное гражданское дело по искам прокурора Называевского района Омской области к МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ»,МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» о признании незаконным бездействия в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обязании создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведении обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                                                             УСТАНОВИЛ:

                    Прокурор Называевского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениями к МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» о признании незаконным бездействия в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обязании создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведении обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                    Согласно искам, Называевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ».

                     В ходе проверки установлено, что в МКОУ «Жирновская СОШ»,МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» не создан резерв финансовых ресурсов, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не прошли обучение председатель и члены комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. В «Лорис-Меликовской СОШ», не создан резерв финансовых ресурсов, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директоров МКОУ «Жирновская СОШ»,МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» данными Называевскому межрайонному прокурору. Таким образом, МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» нарушены требования законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о противодействии терроризму. В связи с чем, со ссылкой на ст. 45 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. ст. 1,3, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,прокурор просит: Признать незаконным бездействие МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязать МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» создать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, провести обучение председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решить вопрос о судебных расходах.

                    Относительно МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ»,прокурор просит: Признать незаконным бездействие МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ» в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязать МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ» создать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решить вопрос о судебных расходах.

                   В судебном заседании прокурор Цыценко П.Д.заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковых заявлениях.

                   В судебном заседании представители ответчиков МКОУ «Жирновская СОШ» -Калюжный В.Е., МКОУ «Путиловская СОШ»-Гохнадель В.И., МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ»-Зазява О.Ю., МКОУ «Утинская СОШ»- Проценко Е.М. исковые требования признали в полном объеме. Объяснения относительно иска давать отказались.

                   Представитель Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области -Строганова Ю.Ю.считает иск подлежащим удовлетворению. Объяснение относительно иска давать отказалась.

                   Исследовав собранные по делу доказательства, суд принимает признание иска ответчиками. Последствия признания иска ответчикам разъяснены. Признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

                   В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

                  В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

                   Согласно п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.

                    В соответствии с п.п. 1, 5, 7, 9 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма _сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму.

              Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к
применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты
и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

                    Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

-планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

-проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

-осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

-создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

-создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

                   Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

                   Так, в соответствии с п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители организаций; работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций.

                  Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" предусмотрено, что в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

                    В судебном заседании установлено, что в МКОУ «Жирновская СОШ»,МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» не создан резерв финансовых ресурсов, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не прошли обучение председатель и члены комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. В «Лорис-Меликовской СОШ», не создан резерв финансовых ресурсов, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директоров МКОУ «Жирновская СОШ»,МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» данными Называевскому межрайонному прокурору.

                   Таким образом, суд считает, что МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» нарушены требования законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о противодействии терроризму.                   

                     В связи с чем, судом признаются незаконным бездействие МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» в части требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о противодействии терроризму.

                     Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения требований прокурора.

                   Суд считает, что прокурор обоснованно обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц. Так, в данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Во всех указанных образовательных учреждениях до настоящего времени не созданы резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также в указанных образовательных учреждениях, за исключением Лорис-Меликовской СОШ не прошли обучение председатель и члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Тем самым, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при совершении террористических актов.

                    С учетом обстоятельств дела, суд считает, что имеются основания для применения ст.204 ГПК РФ.

                    Со всех ответчиков подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в суде.

                    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,173,194-198 ГПК РФ, суд                                                                              

                                                                         

                                                          РЕШИЛ:

                  Признать незаконным бездействие МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения обучения председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                  Обязать МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» создать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, провести обучение председателя и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

                  Признать незаконным бездействие МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ» в части создания резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

                    Обязать МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ» создать резервы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

                    Взыскать с МКОУ «Жирновская СОШ», МКОУ «Путиловская СОШ»,МКОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МКОУ «Утинская СОШ» в доход местного бюджета по 200 рублей, с каждого.

                    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области.

Судья                       В.Б.Белоусов.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2012 года.