Дело №2-702/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г.Называевск 10 сентября 2012 года. Называевский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Белоусова В.Б., при секретаре судебного заседания Чендыревой Ю.М., с участием прокурора Хороль Л.Л., рассмотрев в судебном заседании соединенное гражданское дело по искам прокурора Называевского района Омской области к администрациям Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов и обязаннии организовать обеспечение населения на территории сельских поселений информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определении порядка размещения этих средств и распространения соответствующей информации. УСТАНОВИЛ: Прокурор Называевского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениями к администрациям Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов и обязаннии организовать обеспечение населения на территории сельских поселений информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определении порядка размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Согласно искам, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и законодательства о противодействии терроризму в деятельности администрациях Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрациями Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений на их территориях не организовано обеспечение населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, не определен порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Согласно объяснениям глав сельских поселений а также информации начальника ТО надзорной деятельности Называевского района Марикова Д.В., на 30 и 31.07.2012 г. нарушения не устранены. В связи с чем, со ссылкой на ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п.7 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ч.ч. 7.1 и 8 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ч. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28, пункты «в» и «г» ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68, Положения к Приказу МЧС РФ N 428, МВД РФ N 432, ФСБ РФ N 321 от 31.05.2005«О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций», прокурор с учетом уточненных требований просит: Признать незаконным бездействие администраций Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов и обязать администрации Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области организовать обеспечение населения на территориях Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области информацией в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определить порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. В судебном заседании прокурор Хороль Л.Л.заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в исковых заявлениях. В судебном заседании в качестве представителя всех ответчиков Жирнова Т.С. требования не признала и показала, что в примерно 05.09.2012 года приобретены во все малые населенные пункты сельских поселений громкоговорители «Мегафон», которые в ближайшее время будут поставлены на баланс администраций. Системы же оповещения СУ 100-4 заказаны в Новосибирске, однако в настоящее время таковые еще не поступили, хотя по всем товарным чекам таковые оплачены. В случае если суд удовлетворит требования прокурора, то просит установить срок исполнения судебного решения до 01.12.2012 года. Глава Утинского сельского поселения Федин А.Г.требования не признал и показал, что примерно 05.09.2012 года приобретен во все малые населенные пункты сельского поселения громкоговоритель «Мегафон», который в ближайшее время будет поставлен на баланс администрации. Система же оповещения СУ 100-4 заказана в Новосибирске, однако в настоящее время таковая еще не поступила, хотя по товарному чеку таковая оплачена.В случае если суд удовлетворит требования прокурора, то просит установить срок исполнения судебного решения до 01.12.2012 года. Представитель третьих лиц заместитель начальника отдела надзорной деятельности по пожарному надзору Называевского района Головей С.И.считает иск подлежащим удовлетворению и показал, что без решений комиссий по чрезвычайным ситуациям сельских поселений и без наличия установки оповещения на данный момент система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов, соответствует предъявляемым требований во всех сельских поселениях. Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч.ч. 7.1 и 8 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Исходя из положений ч. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Пункты «в» и «г» ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 предусматривают, что органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно Положению к Приказу МЧС РФ N 428, МВД РФ N 432, ФСБ РФ N 321 от 31.05.2005«О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций рекомендуются к использованию наружные наземные отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре, наружные, размещаемые на зданиях светодиодные панели, внутренние навесные телевизионные плазменные панели, внутренние телевизионные проекционные экраны, радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.; иные современные технические средства. Для размещения технических средств информации рекомендуются места массового пребывания людей. Технические средства информации должны соответствовать установленным техническим требованиям. Опоры технических средств информации рекомендуется производить из материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах и достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации. Согласно совместному приказу от 25.07.2006 года, «Об утверждении положения о системах оповещения населения», Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (пункты 10,11.12, 13,18,25): Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС. созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты: населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения: населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций. Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке. Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти, субъектов РФ и органы местного самоуправления: разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации; обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания; организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время: планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации: разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации. (пункты 10,11.12, 13,18,25 указанного Приказа). В судебном заседании установлено, что администрациями Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области на территориях сельских поселений не организовано обеспечение населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, не определен порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Кроме того, доводы представителя всех ответчиков Жирновой Т.С. и главы Утинского сельского поселения Федина А.Г.считающих что нарушения устранены так как 05.09.2012 года приобретены во все малые населенные пункты сельского поселения громкоговорители «Мегафон» и что система оповещения СУ 100-4 заказана в Новосибирске и оплачена, судом не могут приниматься. Так, доказательств приобретения громкоговорителей «Мегафон» суду не представлено. Также, даже если таковые и приобретены, то они ещё на баланс не поставлены, что подтвердили ответчики. То обстоятельство, что по товарным чекам оплачено приобретение СУ 100-4 в количестве 5 штук, еще не свидетельствует об устранении нарушений законодательства сельскими администрациями. Данные системы в сельские поселения не поставлены на дату вынесения судебного решения и неизвестно будет ли исполнен договор поставки. Ответчики также не представили доказательства закрепления за конкретными лицами громкоговорителей, например решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям сельских поселений. Не представлены доказательства и разработки текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организации их записи на магнитные и иные носители информации и др. Таким образом, суд считает, что главами администраций Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области нарушены требования законодательства по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов. В связи с чем, судом признаются незаконным бездействие указанных сельских администраций в части требований законодательства по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения требований прокурора. Суд считает, что прокурор обоснованно обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц. Так, в данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Представитель ответчиков Жирнова Т.С. и глава Утинского сельского поселения Федин А.Г.просили в случае удовлетворения иска установить срок исполнения судебного решения до 01.12.2012 года. Прокурор не возражал против этого. Суд считает, что с учетом обстоятельств дела имеются основания для применения ст.204 ГПК РФ. Требования о взыскании государственной пошлины, прокурором не заявлены. Кроме того, исходя из подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, участвующие в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администраций Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области по созданию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов. Обязать администрации Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области в срок до 01.12.2012 года организовать обеспечение населения на территориях Утинского, Кисляковского, Искровского, Лорис-Меликовского, Большесафонинского сельских поселений Называевского муниципального района Омской области информацией в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определить порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области. Судья В.Б.Белоусов. Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2012 года.