РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 ноября 2010 г. г. Назарово Красноярского края
Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Григорьевой Ю.А.,
с участием:
истца Плясунова Г. Г.,
представителя ответчика администрации Назаровского района Красноярского края Сафронова А.Ф., полномочия которого выражены в доверенности, выданной 07 сентября 2010 г.,
при секретаре Терасмес Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плясунова Г.Г. к администрации <данные изъяты>, муниципальному образованию <данные изъяты>, о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Плясунов Г.Г. обратился с иском в суд к муниципальному образованию <данные изъяты> совет <данные изъяты> о признании за ним права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что он приобрел указанный дом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у Х.Н.А. и оформил право собственности на него в соответствии с действующими на момент приобретения недвижимости в сельской местности нормами и правилами путем внесения соответствующей записи в нехозяйственную книгу, в которой он числится как собственник указанного жилого дома, используя его. На настоящий момент Х.Н.А. умерла. Иных лиц, притязающих на данный жилой дом, либо земельный участок под ним, нет, все соседи, сельская администрация на протяжении всего времени пользования домом воспринимали его как надлежащего и единственного собственника. Признание права собственности на жилой дом необходимо для регистрации в установленном законом порядке права собственности.
Определением суда от 23 ноября 2010 г. в качестве соответчика по делу была привлечена администрация <данные изъяты>.
В суде истец Плясунов Г.Г. настаивает на заявленных требованиях, повторив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика, администрации <данные изъяты>, в судебном заседании возражений против удовлетворения заявленных требований по делу не имеет.
Представитель ответчика муниципального образования <данные изъяты>, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в адрес суда направил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, возражений против удовлетворения заявленных требований по делу не имеет.
копия
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика Назаровский отдел ФРС в суд своего представителя не направил, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо возражений относительно требований истца суду не представил.
Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Факт приобретения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается договором купли-продажи (л.д. 17) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Х.Н.А. как продавцом, и Плясуновым Г.Г., как покупателем, удостоверенным Краснополянским сельским советом депутатов трудящихся <адрес> по реестру №.
Как видно из объяснений истца, жилой бревенчатый дом по адресу: <адрес>, был приобретен им за счет собственных средств и для себя, возникшее право собственности на жилой дом оформлено в соответствии с действующими на момент приобретения правилами - путем составления договора купли-продажи в письменной форме, с последующим занесением данных о возникшем праве в похозяйственную книгу.
Объяснениями истца, показаниями свидетелей М.В.Б. и М.Н.А. подтверждается, что Плясунов Г.Г. все это время несет бремя содержания жилого дома, уплачивает налоги и иные платежи, проводит ремонтные работы, поддерживает дом в надлежащем качественном состоянии, обеспечивает сохранность, пользуется приусадебным земельным участком, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, в силу чего сомнений у иных лиц о принадлежности истцу права собственности, в том числе административных, исполнительных органов никогда не возникало. Данные объяснения подтверждаются и письменными доказательствами по делу - налоговыми извещениями с квитанциями об уплате налога на имущество, квитанции об оплате услуг по электроснабжению, квитанциями по уплате страховых взносов (л.д. 24. 25).
Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за №-п, вынесенного с целью упорядочения адресного хозяйства, уточнено, что Плясунов Г.Г. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Земельный участок с кадастровым № общей площадью <данные изъяты> кв.м., на котором находится спорный жилой дом, передан в собственность истцу, постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 26, 27).
Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и технического паспорта, кадастрового паспорта (л.д. 5-15) объект, находящийся по адресу: <адрес>, представляет собой объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, является недвижимым имуществом, имеет 1 этаж, общую площадь <данные изъяты> кв.м..
Право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация» (л.д. 16), справкой <данные изъяты> (л.д. 13). В реестре муниципальной собственности указанный жилой дом не значится, что подтверждается письменными объяснениями администрации <данные изъяты> (л.д. 32).
Исходя из анализа исследованных доказательств, характеризующих правоотношения, подлежащие защите, при вынесении настоящего решения, суд применяет нормы материального закона, регулирующие отношения по возникновению права собственности в целом, специфику возникновения права собственности на жилое помещение - дом, находящийся в сельской местности, нормы гражданского законодательства. При этом суд учитывает, что правоотношения сложившиеся по поводу приобретения права собственности на жилой дом Плясунова Г.Г. должны в силу ст. 4 ГК РФ регулироваться актами гражданского законодательства, действовавшего в период возникновения права с учетом применения норм гражданского законодательства, действующего на момент вынесения решения к отношениям, возникшим после их введения в действие. Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим лишь после введения ее в действие. Суд учитывает, что истец приобрел жилой дом в результате совершения сделки купли-продажи в 1989 г.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права...».
В соответствии с абз. 2 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции охраняется законом.
Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Действующее на момент приобретения в собственность жилого дома законодательство - ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ГК РСФСР, предусматривало, что в личной собственности гражданина может находиться один жилой дом. Ст. ст. 14, 34, 39 указанных Основ и ст. 106 ГК РСФСР не устанавливалась какая-либо форма и необходимость государственной регистрации данного права собственности на жилые дома в сельской местности. При этом ст. 106 ГК РСФСР, вступившего в законную силу с 01 октября 1964 г., также предусматривала, что в личной собственности гражданина может находиться жилой дом. В соответствии с ч. 2 ст. 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома, находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. При этом, ранее действующие нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения по поводу приобретения недвижимого имущества, в отличие от ст. 554 ГК РФ не предусматривали обязательности определении предмета в договоре купли-продажи недвижимого имущества и не устанавливали последствий отсутствия в договоре указанных сведений, выраженных в том, что договор будет считаться незаключенным, адресация жилых домов в сельской местности производилась позднее приобретения истцом жилого дома.
Таким образом, закон - ГК РСФСР моментом возникновения права собственности на жилой дом, расположенный а сельском населенном пункте считает момент регистрации договора купли-продажи в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Кроме того, п. 1 ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена возможность определения судом момента возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Исходя из анализа вышеприведенных доказательств, моментом возникновения указанного права собственности у истца суд считает 31 августа 1989 г., определенный моментом регистрации договора купли-продажи в исполкоме <данные изъяты> сельского Совета депутатов трудящихся <данные изъяты>
На основании изложенного и ст.ст. 106, 239 ГК РСФСР, ст.ст. 8, 12, 218 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Плясунова Г.Г. удовлетворить.
Признать право собственности Плясунова Г.Г. на недвижимое имущество в виде жилого дома, находящегося по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме, т.е. с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2010 г.
Председательствующий: подпись судья Григорьева Ю.А.