№ 2-212/2011



к<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 января 2011 года г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Григорьевой Ю.А.,

с участием:

истицы Вычужаниной Р.К.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, В.Ю.М.

при секретаре Марюшко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Вычужаниной Р.К. к администрации <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства,

установил:

Вычужанина Р.К. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> по тем основаниям, что она является супругой В.Ю.М., умершему ДД.ММ.ГГГГ После смерти наследодателя осталось наследственное имущество в виде гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м, ранее имевшего адрес: <адрес> Указанный гаражный бокс был построен В.Ю.М. являющимся членом гаражного кооператива, для личного пользования в ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие данных о регистрации права собственности наследодателя на указанный гаражный бокс препятствует истице в оформлении документов на наследственное имущество.

Истица Вычужанина Р.К. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных ею исковых требований, повторила доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснила, что гараж был выстроен ее мужем В.Ю.М. своими силами и за счет совместных средствами, с момента окончания работ они постоянно и непрерывно пользовались гаражным боксом, хранили там транспортное средство, пользовались погребом, несли бремя содержания гаражного бокса, уплачивая налоги, членские взносы, возникшее право собственности не оформляли, так как ранее существовавший порядок оформления права собственности на гараж в кооперативе не предусматривал обязательной государственной регистрации. При этом она не просит признать гаражный бокс совместным имуществом супругов, выдела доли и признания за нею права собственности в ? доле. Кроме нее наследниками по закону являются ее дети В.Ю.Ю. и М.С.Ю.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы В.Ю.Ю. в судебном заседании пояснил, что приходится сыном умершему В.Ю.М. и Вычужаниной Р.К. После смерти отца он вместе со своей матерью Вычужаниной Р.К., являясь наследником по закону, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследственного имущества, просит удовлетворить исковые требования, заявленные Вычужаниной Р.К..

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне истицы, М.С.Ю., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное не явилась, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований по делу не имеет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – НОГ, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителей не направило, заявлений, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений и доказательств против иска в адрес суда не представило.

Ответчик <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представив в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований по делу не имеет.

Выслушав объяснения истицы, третьего лица, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению.

Судом, на основании свидетельств о РАГС (л.д. 6,7) установлено, что со смертью В.Ю.М. открылось наследство, истица Вычужанина Р.К. относится к числу наследников первой очереди, поскольку приходится супругой умершему (л.д. 6,7).

Согласно сообщению нотариуса <данные изъяты> за (л.д. 25), наследственное дело после смерти В.Ю.М. умершего ДД.ММ.ГГГГ, заведено по заявлениям наследников первой очереди – супруги Вычужаниной Р.К., сына В.Ю.Ю., которые приняли наследство по закону и завещанию. С учетом изложенного суд приходит к выводу о рассмотрении дела с привлечением всех заинтересованных в его исходе лиц.

Как видно из объяснений истца, В.Ю.М. за счет собственных средств и собственными силами построил нежилое помещение – гаражный бокс, возникшее право собственности не оформлял в силу того, что ранее существовавший порядок оформления прав собственности на вновь возведенные, законченные строительством объекты недвижимости – помещения гаражных боксов не предусматривал обязательности государственной регистрации. О владельце гаражного бокса органами управления НОГ была сделана отметка в карточке и книге инвентарного учета (л.д. 8). С момента окончания работ по строительству В.Ю.М. нес бремя содержания гаражного бокса, т.е. уплачивал взносы, налоги, проводил ремонтные работы, поддерживал его в надлежащем качественном состоянии, пользовался им, ставил там автомобиль, хранил там принадлежащее имущество, пользовался погребом.

Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ НОГ на основании данных карточного учета и книги инвентарного учета (л.д. 8) В.Ю.М. является членом гаражного кооператива и владельцем гаражного бокса по адресу: <адрес> ранее имевшего адрес: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. наследодатель воспринимался органами как надлежащий собственник.

Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и представленной выписки из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м является недвижимым имуществом.

Данные о регистрации права собственности на указанный гаражный бокс отсутствуют, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ БТИ <данные изъяты> по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), сообщением ФСГРКК (л.д. 14).

Невозможность оформления права собственности на данный гаражный бокс иным, внесудебным порядком очевидна в связи со смертью В.Ю.М.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права …».

Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции РФ охраняется законом.

Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие права на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж или иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Таким образом, закон – ГК, из общего правила о возникновения права собственности на недвижимое имущество, определенном моментом государственной регистрацией, устанавливает исключения, касающиеся момента возникновения права собственности в частности на гараж – момент полного внесения паевого взноса на него. Кроме того, п. 1 ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена возможность определения судом момента возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Принимая во внимание, что В.Ю.М.., являясь членом НОГ, самостоятельно за счет своих средств и своими силами построил вышеуказанный гаражный бокс, чем, соответственно внес свой пай за данный гаражный бокс, суд считает, что В.Ю.М. приобрел на него право собственности.

Моментом возникновения указанного права собственности суд считает ДД.ММ.ГГГГ, определенный моментом введения Закона СССР « О собственности в СССР» (аналогичная норма содержалась в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР», действие которого определяется более поздней датой – ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку момент возникновения права собственности у В.Ю.М. на гаражный бокс определен судом в силу закона, то есть все основания считать данное имущество принадлежащим наследодателю на праве собственности без его государственной регистрации и на момент открытия наследства.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что дает основание суду считать, что указанный гаражный бокс входит в состав наследства, оставшегося после смерти В.Ю.М..

Мер по обеспечению иска судом не принималось.

Вопрос о возмещении судебных расходов сторонами не ставился.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Вычужаниной Р.К. удовлетворить.

Включить в состав наследства, оставшегося после смерти Вычужанина Ю.М., недвижимое имущество в виде нежилого помещения гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, как принадлежащее наследодателю В.Ю.М., умершему ДД.ММ.ГГГГ, на день открытия наследства.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 января 2011 г.

Председательствующий: судья Григорьева Ю.А.