№ 2-263/2011, на момент публикации заочное решение не вступило в законную силу



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Григорьевой Ю.А.,

с участием истца Чернова Н.А.,

при секретаре Марюшко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чернова Н.А. к Минимуществу о включении имущества в состав наследства, признании принявшим наследство,

установил:

Чернов Н.А. обратился в суд с иском к Минимуществу о включении имущества в состав наследства, признании принявшим наследство в виде права общей долевой собственности на земельные участки площадью <данные изъяты>, <данные изъяты>, оставшиеся после смерти его отца Ч.А.Л., умершего ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что является наследником по закону после смерти отца. Обратившись к нотариусу для оформления наследственных прав узнал, что права общей долевой собственности на указанные земельные участки не вошли в состав наследства, так как свидетельства о праве собственности на них выданы после смерти отца.

В судебном заседании истец Чернов Н.А. настаивает на заявленных требованиях, повторил доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что его отец Ч.А.Л. являлся работником, а в последующем акционером АО С, ему была выделена доля в праве общей долевой собственности на земельные участки АО С с оценкой <данные изъяты> баллогектаров. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ участников долевой собственности, включая его отца Ч.А.Л. были определены доли последнего в праве общей долевой собственности на земельные участки, которые составили 1/135 на каждом из участков. Указанное соглашение через доверенное лицо было передано на регистрацию в соответствующий регистрирующий орган, однако Ч.А.Л. умер к моменту регистрации права собственности.

Ответчик Минимущество, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, с заявлениями об указании уважительности причин неявки, о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения истицы и ее представителя, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования Чернова Н.А.. подлежат удовлетворению в части. При этом суд учитывает, что истец необоснованно просит включить в состав наследства земельные участки в целом, а не долю в праве общей собственности на них.

Из объяснений истца следует, что Ч.А.Л. являлся работником АО С в последующем реорганизованного в СХП СЗАО С, а значит в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. за № 86 имел право на бесплатный земельный или имущественный пай в общей долевой собственности АО С.

Из свидетельства о РАГС (л.д. 2) установлено, что со смертью Ч.А.Л.. ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство, в том числе в виде права на доли в общей долевой собственности на земельные участки в составе СХП ЗАО С, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,7).

Согласно справке СХП ЗАО С земельная доля Ч.А.Л. в уставной капитал СЗАО С не входит (л.д. 8).

Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что на основании соглашения участников долевой собственности об определении долей в праве общей долевой собственности на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право собственности на землю доли Ч.А.Л. в праве общей долевой собственности на земельные участки были перераспределены и составили 1/135 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, 1/135 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.

Внесудебному порядку включения в состав наследства права на долю в праве общей долевой собственности на вышеуказанные земельные участки препятствует обстоятельство регистрации права после смерти Ч.А.Л.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что Ч.А.Л. на момент смерти являлся надлежащим собственником указанных земельных долей.

Из сообщения нотариуса <данные изъяты> (л.д. 22) следует, что на имущество Ч.А.Л., умершего ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело, заявление о принятии наследства поступило от Чернова Н.А., от наследников Ч.В.А. Ч.В.Б. поступили заявления о непринятии наследства.

Обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны истца, ответчика судом не установлено.

Исходя из анализа исследованных доказательств, характеризующих правоотношения, подлежащие защите, при вынесении настоящего решения, суд применяет нормы материального закона, регулирующие отношения по возникновению права собственности в целом, нормы гражданского законодательства о наследовании. При этом суд учитывает, что правоотношения, сложившиеся по поводу собственности на земельные доли у умершего Ч.А.Л. должны в силу ст. 4 ГК РФ регулироваться актами гражданского законодательства, действовавшими в период возникновения права с учетом применения норм гражданского законодательства, действующего на момент вынесения решения к тем отношениям, возникшим после их введения в действие.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права…»

Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции охраняется законом.

Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В силу п. 18 «Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи», одобренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что доли Ч.А.Л. в праве общей долевой собственности на земельные участки в составе земель СХП СЗАО С, определенные соглашением участников долевой собственности, принадлежали ему на праве собственности на момент смерти.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, судом, исходя из вышеприведенных доказательств по делу, установлено, что после смерти Ч.А.Л. осталось имущество в виде права на долю в общей долевой собственности на земельные участки, являющиеся предметом спора.

Суд считает исковое требования Чернова Н.А. о признании его принявшим наследство заявленным излишне, поскольку он принял наследство в установленный законом (ч. 1 ст. 1154 ГКРФ) шестимесячный срок и обратился к нотариусу с соответствующим заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок, что не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.

Мер по обеспечению иска судом не принималось.

Вопрос о возмещении судебных расходов сторонами не ставился.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Чернова Минимущество к Н.А. удовлетворить в части.

Включить в состав наследства после смерти Чернова Н.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ право на недвижимое имущество в виде 1/135 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, с общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

Включить в состав наследства после смерти Чернова Н.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ право на недвижимое имущество в виде 1/135 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, с общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 (десяти) дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а, в случае, если таковое заявление подано, - в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 07.02.2011 г.

Председательствующий: судья Григорьева Ю.А.