РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пурсакова М.Ю.,
с участием:
истицы Безыкорновой С.И.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края Колосова И.М., полномочия которого выражены в доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Филипповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безыкорновой С. И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, признании решения ответчика незаконным, обязании ответчика досрочно назначить пенсию по старости с определенного момента,
УСТАНОВИЛ:
Безыкорнова С.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении в специальный трудовой стаж, дающий ей право на досрочное назначение и выплату пенсии по старости периодов нахождения ее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске без сохранения заработной платы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу должности социальный педагог, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в должности педагог-организатор, по тем основаниям, что она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что нахождение на курсах повышения квалификации вызвано служебной необходимостью, в данный период взносы из ее заработной платы перечислялись пенсионному фонду, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она фактически находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отсутствие в списке должностей социальный педагог и педагог организатор не является основанием для отказа включения указанных периодов работы в специальный стаж, так как должностные обязанности по указанным должностям тождественны должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и педагога-воспитателя. На ее обращение в УПФ РФ в г. Назарово и Назаровском районе последовал отказ в назначении досрочной пенсии по старости, который истица просит признать незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица настаивает на заявленных требованиях в полном объеме, пояснив дополнительно, что она осуществляет педагогическую деятельность более ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края требования не признал, считает, что отказ Безыкорновой С.И. в назначении досрочной пенсии по старости законен, поскольку требования истицы о включении в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске без сохранения заработной платы не соответствуют п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, действующих в настоящее время, согласно которым периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж. Должности социального педагога в общеобразовательной школе и педагога организатора Постановлением Правительства РФ № 781 от 11.07.2002 года не предусмотрены.
Выслушав истицу, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью.
Судом установлено из объяснений сторон и письменных доказательств – решения от ДД.ММ.ГГГГ № и протокола к нему, Безыкорнова С.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ (ГУ) РФ в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края с целью реализации своего пенсионного права на назначение досрочной пенсии по старости, однако указанным органом ей было отказано в удовлетворении данного заявления.
При этом УПФ (ГУ) РФ в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края был сделан вывод о том, что общий стаж работы Безыкорновой С.И., при которой она осуществляла педагогическую деятельность, при ее обращении с заявлением о досрочном назначении и выплате пенсии составил ДД.ММ.ГГГГ, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указанное обстоятельство, признается ответчиком и считается установленным по делу, не нуждается в дальнейшем доказывании истицей в силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Также из содержания решения УПФ (ГУ) РФ в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края в относимой к предмету настоящего иска части следует, что период работы Безыкорновой С.И.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж.
Суд считает, что требуемые по иску периоды должны быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение и выплату трудовой пенсии. Отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконен.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется, в том числе, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Из объяснений истицы следует, что повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы педагога, при прохождении курсов Безыкорнова С.И. также исполняла обязанности педагога.
Из изложенного следует, что период нахождения Безыкорновой С.И. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая спор в части включения в стаж Безыкорновой С.И. периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы суд исходит из того, что фактически Безыкорнова находилась в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет, что подтверждается пояснениями Безыкорновой, копией свидетельства о рождении Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р.. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании вышеизложенного период нахождения Безыкорновой С.И. в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснений пленума Верховного Суда РФ содержащихся в Постановлении N 25 от 20.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности назначается в зависимости от вида деятельности, фактически выполняемой лицом работы, а не от наименования должности или правового статуса учреждения (организации).
Судом, на основании показаний свидетелей и представленных материалов, установлено, что Безыкорнова С.И. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности социального педагога Ш., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала там же в должности педагога-организатора, где осуществляла педагогическую деятельность, в ее обязанности входило выполнение воспитательной работы с детьми, следовательно подлежат включению в необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж указанные периоды работы в должности социального педагога и педагога организатора, что составляет ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, на момент обращения Безыкорновой С.И. с письменным заявлением о назначении и выплате пенсии, ДД.ММ.ГГГГ составил ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного и на основании толкования положений ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", гарантирующих гражданину своевременное пенсионное обеспечение, право у Безыкорновой С.И. на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях обеспечения фактического действия Конституции РФ суд, при разрешении настоящего гражданского дела, применяет положения ст. ст. 19, 39, 55 Конституции РФ, обеспечивая тем самым защиту конституционного права Безыкорновой С.И. на равенство прав и свобод в области социального обеспечения и недопустимости ограничения указанного конституционного права, не обусловленного конституционно значимыми целями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Требования Безыкорновой С. И. удовлетворить, засчитав в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в должности социальный педагог;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в должности педагог-организатор.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края назначить Безыкорновой С. И. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Пурсаков М.Ю.
<данные изъяты>
<данные изъяты>