Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Назаровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего Третьяковой Н.Е. при секретаре Сорокиной С.В. с участием прокурора БВ. представителя заинтересованного лица Р рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л: <данные изъяты> прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о признании бездействия, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга ли в здание Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> по адресу: <адрес> и возложении обязанности обустроить здание по адресу: <адрес> пандусами в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что в ходе проводимой истцом проверки исполнения Администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> требований законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» выявлены нарушения требований данного законодательства, в здании Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, являющемся собственностью <адрес> отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Вопрос об оборудовании здания <адрес> специальными приспособлениями (пандусами) беспрепятственного доступа инвалидов до настоящего времени не решен. Бездействие Администрации <данные изъяты> района, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание Администрации <данные изъяты> района нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных Конституции РФ. Своим бездействием, Администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> нарушает права инвалидов, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры; социальную защиту (систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества) и социальную поддержку (систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами). В судебном заседании представитель прокуратуры ранее заявленные исковые требования в интересах неопределенного круга лиц уточнил, просил признать бездействие Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> по адресу: <адрес> незаконным, и обязать Администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> принять меры по обустройству здания по указанному адресу пандусами в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку до настоящего времени ответчиком мер по обустройству здания по адресу: <адрес> пандусами не принято. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал, в отзыве на исковые требования просил установить срок выполнения работ по обустройству здания администрации <данные изъяты> района, расположенного по адресу: <адрес> пандусами до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что районный бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год является на <данные изъяты> % дотационным. Дотации районному бюджету предоставляются из краевого бюджета только по целевому назначению. Все остальные доходы, поступающие в бюджет, направляются на реализацию полномочий администрации <данные изъяты> района, в связи с чем на сегодняшний день в районном бюджете администрации <данные изъяты> района отсутствуют денежные средства на обустройство здания Администрации <данные изъяты> района пандусами. Бюджетные средства на обустройство здания администрации <данные изъяты> района пандусами могут быть заложены лишь при формировании расходной части бюджета <данные изъяты> района на ДД.ММ.ГГГГ год Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> районного Совета депутатов Р в судебном заседании с исковыми требованиями согласна, пояснила, что Администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> никогда не обращалась в <данные изъяты> Совет депутатов о выделении им денег на обустройство здания по адресу: <адрес> пандусами. Заслушав объяснения истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. В силу ст. 15 данного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла коляски и собак проводников для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих пешеходов через транспортные коммуникации). Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является основополагающими принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ. На основании правовых норм Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих проектную документацию принципиально новым разделом проектной документации является "Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда". Введение такого самостоятельного раздела проектной документации обусловлено требованием ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно которому разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Требование о наличии такого раздела проектной документации не применяется при подготовке проектной документации промышленных объектов, а также в случае подготовки проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры РДС 35-201-99 утвержден Постановлением Госстроя России и Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 74/51. Указанный раздел проектной документации также должен разрабатываться с учетом Свода правил "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (утв. Постановлением Госстроя России от 29.11. 1999 г. N 73). Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам транспорта, средствам связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и предполагаемым объектам социальной инфраструктуры определены постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Как следует из представленных документов: Устава муниципального образования <данные изъяты> район к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Администрация <данные изъяты> района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет решение вопросов местного значения, находящихся в ведении района, обеспечивает исполнение настоящего Устава, решений <данные изъяты> районного Совета депутатов, иных нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления района на территории района, управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование <данные изъяты> район является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое числится под № в реестре муниципальной собственности на основании постановления администрации <данные изъяты> района №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что также подтверждается материалами дела, и не опровергается представителем ответчика, что при проведении <данные изъяты> прокуратуры проверки исполнения Администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> требований законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» выявлены нарушения требований данного законодательства, а именно в здании <адрес>, расположенном по адресу <адрес>, <адрес> являющемся муниципальным, отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. До настоящего времени вопрос об оборудовании здания администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> пандусами ответчиком не решен. Проанализировав указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о признании бездействия Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты>, выразившиеся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) в здание администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> по адресу: <адрес> <адрес> незаконным, и с учетом того, что в силу ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по принятию мер по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) возлагается на орган исполнительной власти местного самоуправления, суд находит необходимым обязать Администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять надлежащие меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) в здание администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> путем обустройства лестниц на входах в здание администрации пандусами. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> о признании бездействий незаконными и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> выразившиеся в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) в здание администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> по адресу: <адрес> Обязать Администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять надлежащие меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) в здание администрации <данные изъяты> района <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> путем обустройства лестниц на входах в здание администрации пандусами. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Назаровский городской суд. Председательствующий Третьякова Н.Е.