Дело № 2-1477/2011, на момент публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Жуля А.В.,

с участием:

истицы Петровой В.А.,

при секретаре Назарько Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петровой В.А. к администрации <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства, признании принявшей наследство, признании права собственности,

установил:

Петрова В.А. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства, признании принявшей наследство, признании права собственности по тем основаниям, что она является супругой П.С.С.., умершему ДД.ММ.ГГГГ После смерти наследодателя осталось наследственное имущество в виде гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, ранее имевшего адрес: <адрес> Указанный гаражный бокс принадлежал П.С.С. являющемуся членом гаражного кооператива, он владел им как своим собственным, платил налоги, нес расходы по его содержанию, но право собственности не зарегистрировал. После смерти мужа истица, являясь наследником первой очереди, фактически вступила в наследство, оставшееся после его смерти, однако отсутствие данных о регистрации права собственности наследодателя на указанный гаражный бокс препятствует ей в оформлении документов на наследственное имущество. Иных лиц, претендующих на гаражный бокс, не имеется.

Истица Петрова В.А. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных ею исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что гараж был выстроен ее мужем П.С.С. своими силами и средствами, с момента окончания работ он постоянно и непрерывно пользовался гаражным боксом, как своим собственным, ни у кого не возникало сомнений о том, что гаражный бокс принадлежит ему.

Ответчик администрация <данные изъяты>, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела судебной повесткой, в судебное заседание своего представителя не направила, представив в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований по делу не имеет.

Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению.

Судом, на основании свидетельств о РАГС (л.д. 6, 10) установлено, что со смертью П.С.С. в <адрес> открылось наследство, истица Петрова В.А. относится к числу наследников первой очереди, поскольку приходится супругой умершему.

Согласно сообщению нотариуса <данные изъяты> Е.И.С. (л.д. 14), по данным алфавитных книг учета наследственных дел наследственное дело после смерти П.С.С. умершего ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не заводилось, что приводит суд к выводу о рассмотрении дела с учетом всех заинтересованных лиц.

Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и представленной выписки из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес> (ранее имевший адрес: <адрес>), общей площадью <данные изъяты> кв.м, является недвижимым имуществом 1989 года постройки, инвентаризационная стоимость на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубля (л.д. 8).

Данные о регистрации права собственности на указанный гаражный бокс отсутствуют, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Назаровского отделения БТИ по <адрес> по состоянию до 16.02.1999 г. (л.д. 9), сообщением <данные изъяты> Федеральной службы государственной регистрации, <данные изъяты> (л.д. 15).

Согласно разрешению на строительство гаражного бокса от 16.08.1989 г. (л.д. 20) П.С.С. был выделен земельный участок для возведения гаража для личного пользования.

Из справки, выданной 07.07.2011 г. НОГ «<данные изъяты>» (л.д. 7), П.С.С. является членом гаражного кооператива и владельцем гаражного бокса по адресу: <адрес> выстроенного в ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. наследодатель воспринимался органами как надлежащий собственник.

Невозможность оформления права собственности на данный гаражный бокс иным, внесудебным порядком очевидна в связи со смертью П.С.С.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права …».

Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции РФ охраняется законом.

Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие права на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж или иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Таким образом, закон – ГК, из общего правила о возникновении права собственности на недвижимое имущество, определенного моментом государственной регистрации, устанавливает исключения, касающиеся момента возникновения права собственности в частности на гараж – момент полного внесения паевого взноса на него. Кроме того, п. 1 ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена возможность определения судом момента возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Принимая во внимание, что П.С.С., являясь членом гаражного кооператива , самостоятельно за счет своих средств и своими силами построил вышеуказанный гаражный бокс, чем, соответственно внес свой пай за данный гаражный бокс, суд считает, что П.С.С.. приобрел на него право собственности.

Моментом возникновения указанного права собственности суд считает ДД.ММ.ГГГГ, определенный моментом введения Закона СССР « О собственности в СССР» (аналогичная норма содержалась в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР», действие которого определяется более поздней датой – ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку момент возникновения права собственности у П.С.С. на гаражный бокс определен судом в силу закона, то есть все основания считать данное имущество принадлежащим наследодателю на праве собственности без его государственной регистрации и на момент открытия наследства.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что дает основание суду считать, что указанный гаражный бокс входит в состав наследства, оставшегося после смерти П.С.С.

Поскольку судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что умерший П.С.С. при жизни гаражный бокс не завещал, то основание приобретения права собственности истицы на предмет спора в соответствии с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 218, ст. 1111 ГК РФ является наследование по закону.

В силу ст. 1142 ГК РФ Петрова В.А. является наследником 1 очереди после смерти П.С.С.

В соответствии ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

При таких обстоятельствах, поскольку совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает факт принятия Петровой В.А. наследства после смерти ее мужа П.С.С., в том числе гаражного бокса по адресу: <адрес>, ранее имевшего адрес: <адрес>, суд приходит к выводу, что она приобрела данный гаражный бокс в собственность моментом смерти наследодателя, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает возможным включить в состав наследства после смерти П.С.С. указанный гаражный бокс и признать право собственности на него за Петровой В.А., учитывая, что данное право приобретено ею на основании наследования по закону.

Мер по обеспечению иска судом не принималось.

Вопрос о возмещении судебных расходов сторонами не ставился.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 130, 218, 1142, 1152, 1153 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Петровой В.А. к администрации <данные изъяты> о включении имущества в состав наследства и признании права собственности удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти наследодателя П.С.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, ранее имевший адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, стоимостью <данные изъяты> рубля, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Признать Петрову В.А., принявшей наследство, открывшееся после смерти наследодателя П.С.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>, ранее имевшего адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, стоимостью <данные изъяты> рубля, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Признать за Петровой В.А. право собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, ранее имевший адрес: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, стоимостью <данные изъяты> рубля, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивировочной части решения, путем подачи жалобы через Назаровский городской суд.

Председательствующий: подпись А.В. Жуль