РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года г.Назарово Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Русиной М.П., помощника Назаровского межрайонного прокурора Шахматовой Н.Ю., представителя ответчика администрации города Назарово Голубевой О.В., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - <данные изъяты> при секретаре Марюшко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровского межрайонного прокурора в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО23 к администрации города Назарово и Министерству социальной политики Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Назаровский межрайонный прокурор обратился в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны, находящейся в престарелом возрасте ФИО24. в суд с иском к администрации города Назарово и Министерству социальной политики Красноярского края о возложении обязанности на администрацию г.Назарово постановки ФИО25 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях дальнейшего участия в целевой программе «Дополнительные меры социальной поддержки Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов на 2009-2010 годы» и возложении обязанности на Министерство социальной политики <адрес> предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату в сумме, необходимой для приобретения жилья на территории <адрес> не ниже социальной нормы. Требования мотивированы тем, что ФИО2 не имеет какого-либо помещения в собственности либо на условиях социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором фактически проживает и зарегистрирована, в связи с чем она имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О ветеранах», в том числе на обеспечение жильем, реализация которого регламентирована <адрес> «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». В судебном заседании старший помощник прокурора Шахматова Н.Ю. настаивала на удовлетворении иска Назаровского межрайонного прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив дополнительно, что ФИО2 проживая и состоя на регистрационном учете в жилом помещении по адресу <адрес>, обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, а потому является нуждающейся в жилом помещении. Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО7 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №) в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска заявленного к ответчику администрации <адрес>, по причинам того, что ФИО2 является нуждающейся в жилом помещении, поскольку на нее, как на члена семьи собственника жилого помещения, приходится менее учетной нормы общей жилой площади жилого помещения. Представитель ответчика Министерства социальной политики <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в письменном отзыве (л.д.38-41) исковые требования истицы не признал, указав, что нуждаемость ФИО2 должна определяться исходя из площади всех жилых помещений - в котором проживает ФИО2 и которые находятся в собственности у других членов ее семьи. Считает также, что долгосрочная целевая программа на момент обращения прокурора с иском не действует, и что прокурор не имел права обращаться в суд с иском в интересах ФИО2, поскольку таких полномочий материальный истец ему не представил. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО18, ФИО4, ФИО17, ФИО19, в судебном заседании пояснили, что они считают требования иска обоснованными и законными, поскольку ФИО2, являющаяся членом их семьи, обеспечена общей жилой площадью жилого помещения, в котором она проживает, менее учетной нормы, установленной администрацией <адрес>. Заслушав объяснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего в 1996 году, что подтверждается удостоверением серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением социальной защиты администрации <адрес> (л.д.13) и не оспаривается ответчиками. В настоящее время она проживает и состоит на регистрационном учете в четырехкомнатном жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее зятю ФИО9, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 64,3 кв.м., вселена в указанное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом доме кроме нее состоят на регистрационном учете и фактически проживают помимо ФИО2 - ее дочь с мужем ФИО8 и ФИО9, и без регистрации фактически проживают ее внучка ФИО19 и правнучка ФИО10 Кроме этого в квартире состоят на регистрационном учете дочь и внук собственников – ФИО11 и ФИО12, проживающие фактически в другом жилом помещении. Вышеуказанное жилое помещение приобретено в собственность ФИО9 в период брака с дочерью ФИО2 – ФИО8, на совместные средства, а потому является их совместной собственностью в силу ч.1 ст.34 ГК РФ, что они не оспаривают. ФИО8 – дочери ФИО13, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности жилое помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> «а» - 13, общей площадью 30,7 кв.м. В данной квартире зарегистрированы дочь и внук собственника квартиры - ФИО19 и ФИО10, а фактически проживают ее дочь, внук и зять - ФИО4, ФИО12 и ФИО17 Кроме того, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, состоит на регистрационном учете дочь собственников – ФИО16, которая фактически проживает в принадлежащем на праве совместной собственности с ипотекой ей и ее супругу ФИО18 жилом помещении– двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ул <адрес>, общей площадью 49,0 кв.м. В данной квартире зарегистрированы и фактически проживают кроме нее и ее супруга два их сына – ФИО14 и ФИО15 Судом проверялось, но не установлено наличия у указанных лиц по праву собственности или на условиях договора социального найма каких-либо иных жилых помещений. Ответчиками не заявлено суду о наличии других жилых помещений у всех указанных лиц на праве собственности или на условиях договора социального найма. В апреле 2010 года ФИО2 обратилась в комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Распоряжением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в жилом помещении на основании ст.51 ЖК РФ. Постановлением того же органа от ДД.ММ.ГГГГ данное распоряжение отменено на основании письма Министерства социальной политики <адрес> на имя главы <адрес>, из которого усматриваются сомнения в правомерности признания ФИО2 нуждающейся в жилом помещении. Суд приходит к выводу, что ФИО2 является нуждающейся в жилом помещении, а потому исковые требования Назаровского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а» - «ж» и «и» п.п.1 ст.2 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется, в том числе, в соответствии с положениями ст.23.2 данного Федерального закона, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1). Согласно ст.3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», принятие ветеранов Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». В соответствии с п.п.2 п.1 ст.2 <адрес> № правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма обладают граждане, отнесенные к категориям, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом края, и признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом края. Пунктом 6 ст.1 <адрес> № предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Из указанных норм права следует, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа категорий, установленных <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принимаются граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации Ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления жилой площади установлена в <адрес> органом местного самоуправления - администрацией <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. К членам семьи собственника жилого помещения в соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи. Разрешая заявленные прокурором требования суд исходит из того, что ФИО2, проживая в жилом помещении, распложенном по адресу: <адрес>, является членом семьи собственника жилого помещения – ее дочери ФИО8, которой данный дом принадлежит на праве совместной собственности с ее супругом ФИО9 Собственниками ФИО8 в принадлежащий им дом вселены и проживают совместно с собственниками также их дочь ФИО19, являющаяся членом семьи по прямому указанию ч.1 ст.31 УК РФ и ФИО10 – их внучка, вселенная в качестве члена семьи. Дочери собственников ФИО16 и ФИО4, их внук ФИО12 состоящие на регистрационном учете, но фактически проживающие в иных жилых помещениях, были вселены собственниками в жилое помещение в качестве членов семьи, оснований считать их утратившими право пользования жилым помещением по адресу <адрес> – не имеется. Из установленных судом обстоятельств следует, что у членов семьи, проживающих и имеющих право пользования жильем по адресу <адрес>, в собственности имеются другие жилые помещения: у ФИО8 – по адресу <адрес> -13, и у ФИО16 – <адрес> «б» - 6. В указанных жилых помещениях вселены собственниками члены их семей, что подробно указано выше при изложении судом установленных по делу обстоятельств. При таких обстоятельствах суд, определяя уровень обеспеченности ФИО2 общей площадью жилого помещения, руководствуется требованиями п.2 ст.51 ЖК РФ, и исходит из суммарной общей площади всех вышеуказанных жилых помещений, включая жилые помещения, принадлежащие по праву собственности членам семьи ФИО2 (ФИО8 и ФИО3) с учетом всех проживающих в данных помещениях лиц, являющихся членами семьи. Производя расчеты суд учитывает, что суммарная общая площадь жилых помещений по адресам: <адрес> «а» - 13, <адрес> «б» -6 составляет: 64,3 кв.м.+30,7 кв.м.+49,0 кв.м = 144 кв.м. На регистрационном учете в указанных жилых помещениях состоит всего 11 человек, и они же фактически проживают в них, в связи с чем на одного члена семьи приходится 13,09 кв.м. общей площади жилого помещения (144/11=13,09), что менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека. При этом из расчета общей площади жилого помещения на число фактически проживающих в трех жилых помещениях членов семьи (12), на каждого члена семьи приходится еще меньше общей площади жилого помещения ( 144/12=12 кв.м.). При таких обстоятельствах при расчете исходя из суммарной общей площади указанных помещений, на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, то есть менее 15 кв.м. на человека. С учетом изложенного ФИО2 является нуждающейся в жилом помещении, должна быть постановлена на учет, и в связи с нуждаемостью имеет право на единовременную выплату на приобретение жилого помещения. В силу ст.6 <адрес> «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» норма жилой площади, учитываемая при определении объема средств на приобретение ветерану жилого помещения в собственность, на строительство жилого помещения, предоставляемого ветерану по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства, либо при расчете размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, составляет 36 квадратных метров общей площади жилья. Характер спора направлен на социальную защиту интересов истицы, не препятствует суду выйти за пределы заявленных требований, и не свидетельствует о нарушении судом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ. Кроме того, заявляя исковые требования, прокурор ограничил лишь нижний предел площади жилья, определив его в 15 кв.м. Исходя из положений ст.9 того же закона размер единовременной денежной выплаты определяется как произведение нормы общей площади жилья, установленной ст.6 Закона и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент принятия решения о ее предоставлении. Доводы представител Министерства социальной политики <адрес> о прекращении действия долгосрочной целевой программы, суд находит несостоятельными, поскольку исполнение принятых на себя обязательств в рамках данной программы каким-либо сроком не ограничено, истица своевременно обратилась с заявлением о предоставлении ей соответствующей поддержки, но незаконными действиями ответчиков в обеспечении данного права ей было отказано. Доводы об отсутствии полномочий у прокурора на обращение в суд в интересах ФИО2 противоречат нормам ч.1 ст.45 ГК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к администрации <адрес> края и Министерству социальной политики <адрес> – удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> края поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать Министерство социальной политики <адрес> посредством издания приказа предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения на территории <адрес> края из расчета 36 квадратных метров общей площади жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Назаровский городской суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий: