Дело №2-1664/2011 Опубликован текст решения не вступившего в законную силу



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 октября 2011 года г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Русиной М.П.,

с участием:

истицы Сартасовой Л.С.,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО4, полномочия которого выражены в доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Марюшко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сартасовой Л.С. к администрации <адрес> о включении имущества в состав наследства,

установил:

Сартасова Л.С. обратилась в Назаровский городской суд <адрес> с иском к администрации <адрес> о включении в состав наследства, оставшегося после смерти ее отца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что истица является наследником первой очереди после смерти наследодателя, так как приходится ему дочерью, фактически приняв наследственное имущество в виде жилого дома, проживая в нем, оплачивая налоги, она не может оформить свои наследственные права, ввиду того, что наследодатель при жизни не зарегистрировал право собственности на дом.

В судебном заседании Сартасова Л.С. настаивает на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям, суду пояснила, что ФИО1 построил спорный жилой дом своими силами и средствами в 1982 году, проживал в нем, пользовался приусадебным земельным участком, платил налоги, сомнений в том, что наследодатель является собственником жилого дома никогда ни у кого не возникало.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования законны и обоснованны, подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что со смертью ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, открылось наследство, истица Сартасова Л.С. относится к числу наследников первой очереди, так как приходится дочерью наследодателю, данные обстоятельства подтверждаются соответствующими свидетельствами о РАГС (л.д. 5, 20).

Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и выписке из технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 9) объект, находящийся по адресу: <адрес>, является объектом недвижимого имущества – жилым домом, общей площадью 64, 6 кв.м, в том числе жилой 41,8 кв.м.

Данные о регистрации права собственности на указанный жилой дом отсутствуют, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Назаровского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Назаровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 12, 13).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Дороховским сельсоветом, домовладение по адресу: <адрес> зарегистрировано по похозяйственным книгам с 1982 года за ФИО1, 1947 года рождения (л.д. 10).

Возникшее право собственности на жилой дом ФИО1 оформил в соответствии с действующим на момент постройки жилого дома законодательством – путем внесения соответствующей записи в домовую книгу, проживал в нем, нес бремя его содержания, уплачивал налоги, обеспечивал сохранность, пользовался им как своим собственным.

После смерти наследодателя истица фактически вступила во владение спорным жилым домом, проживая в нем, уплачивая налоги, невозможность оформления права собственности истицы на данный жилой дом иным, внесудебным порядком очевидна в связи со смертью ФИО1, не зарегистрировавшего право собственности в установленном законом порядке.

Согласно сообщению нотариуса Назаровского нотариального округа ФИО5 на имущество ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело за 2011 год, в наследство в ступила дочь ФИО2, иные наследники о своих правах не заявляли. (л.д. 16). Данное обстоятельство приводит суд к выводу о рассмотрении дела с участием всех заинтересованных в его исходе лиц.

Исходя из анализа исследованных доказательств, характеризующих правоотношения, подлежащие защите, при вынесении настоящего решения, суд применяет нормы материального закона, регулирующие отношения по возникновению права собственности в целом, специфику возникновения права собственности на жилое помещение - дом, находящийся в сельской местности, нормы гражданского законодательства. При этом суд учитывает, что правоотношения сложившиеся по поводу приобретения права собственности на жилой дом наследодателем ФИО1 должны в силу ст. 4 ГК РФ актами гражданского законодательства, действовавшими в период возникновения права с учетом применения норм гражданского законодательства, действующего на момент вынесения решения к тем отношениям, возникшим после их введения в действие. Согласно ст. 5 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим лишь после введения ее в действие.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ «гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права...».

В силу ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции охраняется законом.

Статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Действующее на момент возведения дома законодательство – ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ГК РСФСР, закон «О собственности» предусматривало, что в личной собственности гражданина может находиться один жилой дом. Ст. ст. 14, 34, 39 указанных Основ и ст. 106 ГК РСФСР не устанавливалась какая-либо форма и необходимость государственной регистрации данного права собственности на жилые дома в сельской местности. При этом ст. 106 ГК РСФСР, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, также предусматривала, что в личной собственности гражданина может находиться жилой дом. В силу гл. 4. Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной Приказом ЦСУ СССР от ДД.ММ.ГГГГ для регистрации жилых домов в сельской местности БТИ было обязано провести обследование жилого дома и на основании которого, в соответствии с данными похозяйственных книг сельских Советов выявить собственников жилых домов, не имеющих документов, удостоверяющих их право на дом, для последующего определения принадлежности данного жилого дома. Таким образом, сведения о правообладателях, содержащиеся в похозяйственных книгах, воспринимались в качестве подтверждения права собственности на жилой дом в сельской местности.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» суд может определить момент возникновения права собственности на недвижимое имущество. Моментом возникновения указанного права собственности наследодателя, исходя из анализа вышеприведенных доказательств, суд считает 1982 г., определенный моментом внесения сведений о собственнике в похозяйственную книгу.

Поскольку момент возникновения права собственности у ФИО1 на спорный жилой дом определен судом в силу закона, то есть все основания считать данное имущество принадлежащим наследодателю на праве собственности без его государственной регистрации и на момент открытия наследства.

Данных о том, что за период длительного пользования постройкой нарушались права или законные интересы граждан, судом не установлено.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, что дает основание суду считать, что указанный спорный дом вошел в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО1.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Сартасовой Л.С. к администрации <адрес> о включении имущества в состав наследства удовлетворить.

Включить в состав наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имущество в виде жилого дома, общей площадью 64,6 кв.м, в том числе жилой площадью 41,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме. Кассационная жалоба приносится через Назаровский городской суд <адрес>.

Председательствующий: подпись

Мотивировочная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Русина М.П.