№ 2-839/2011 г. опубликован текст судебного акта



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июня 2011 года г. Назарово Красноярского края

Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Белокопытова И.В.,

с участием:

истицы Алексеевой Т.А.,

при секретаре Хабаровой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Т.А. к администрации <адрес> края о включении имущества в состав наследства, признании принявшей наследство, признании права собственности,

установил:

Алексеева Т.А. обратилась в Назаровский городской суд <адрес> с иском к администрации <адрес> края о включении имущества в состав наследства, признании ее принявшей наследство, признании за нею права собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, оставшегося после смерти ее матери Г. умершей ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что указанный жилой дом принадлежал матери при жизни на праве собственности, после регистрации права Г.. без соответствующего разрешения произвела реконструкцию жилого дома, в результате чего изменилась его общая площадь, факт изменения площадей зафиксирован в БТИ. После смерти матери истица, являющаяся единственной наследницей, фактически вступила во владение жилым домом, в установленный законом срок к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство не обращалась, так как считала, что для принятия наследства достаточно фактического вступления во владение наследственным имуществом.

В судебном заседании истица Алексеева Т.А. настаивает на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что реконструкция, произведенная ее матерью Г. при жизни, была осуществлена без соответствующего разрешения, но с соблюдением технических норм и правил, ввести дом в эксплуатацию после реконструкции Г. при жизни не успела. После ее смерти истица, являясь единственной наследницей, фактически приняла все оставшееся наследственное имущество, включая посуду, личные вещи, в том числе стала пользоваться жилым домом, используя его в качестве дачи, проживая в нем в летний период времени, производит в нем текущий ремонт, принимает меры к его сохранности, пользуется приусадебным земельным участком, оплачивает электроэнергию и воду. Оформить права на наследственное имущество в виде жилого дома во внесудебном порядке Алексеева Т.А. не может, так как пропустила установленный законом срок для вступления в наследство.

Ответчик администрация <адрес> края, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представив в адрес суда ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, не возражает против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судом из свидетельства о РАГС (л.д. 4) установлено, что со смертью Г. умершей ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство.

Согласно сообщению нотариуса Назаровского нотариального округа <адрес> <данные изъяты>л.д. 18) на имущество Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственного дела по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону/завещанию не имеется, с учетом чего суд приходит к выводу о рассмотрении дела с привлечением всех заинтересованных в его исходе лиц.

Из объяснений истицы следует, что она является единственной наследницей по закону после смерти Г. таким образом включение имущества в виде жилого дома по адресу: <адрес> состав наследства необходимо истице Алексеевой Т.А. как наследнице по закону в силу ст. 1142 ГК РФ.

Степень родства Алексеевой Т.А., являющейся наследником 1 очереди по закону, с умершей Г.., необходимая для возникновения наследственных прав наследника 1 очереди подтверждена, кроме прочего, свидетельствами о РАГС (л.д. 6, 7).

Согласно регистрационному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ Гуркаевой А.М. на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>, который впоследствии был переадресован: <адрес>, что подтверждается справками Назаровского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> (л.д. 8, 9-12, 13).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданным Назаровским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано (л.д. 28).

Из объяснений истицы следует, что при жизни матери Г.. ею без соответствующего разрешения была произведена реконструкция, повлекшая за собой увеличение общей площади дома.

Согласно ст. 130 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также выписке из технического паспорта, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилую площадь – <данные изъяты> кв.м., общая площадь изменилась на <данные изъяты> кв.м за счет реконструкции, разрешение не предъявлено (л.д. 9-12).

Исходя из анализа исследованных доказательств, характеризующие спорные правоотношения, при вынесении настоящего решения, суд применяет нормы материального закона, регулирующие основания возникновения гражданских прав с целью защиты оспариваемого гражданского права истца посредством признания данного права – права собственности на дом с учетом произведенной реконструкции.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 ГК РФ « гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права…».

В соответствии с абз.2 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В силу ст. 218 ГК РФ возможность приобретения права собственности на новую вещь, созданную лицом для себя при условии соблюдения закона и иных правовых актов, т.е. связывает с необходимостью соблюдения соответствующих норм и правил при проведении строительства, и с тем, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Орган местного самоуправления по существу разрешает сохранение жилого дома, поскольку на его сносе не настаивает, дом реконструирован с соблюдением строительных норм и правил, произведенная реконструкция не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что само по себе образует необходимую и достаточную юридическую конструкцию защиты права истицы путем признания права собственности на жилой дом с учетом произведенной реконструкции.

При этом суд приходит к выводу о принадлежности на праве собственности на момент смерти Г.. указанного жилого дома после его реконструкции собственницей, повлекшей за собой увеличение общей площади.

Невозможность зарегистрировать за собою право собственности на объект недвижимого имущества после его реконструкции у Г. очевидна в связи с ее смертью.

Право частной собственности в силу ст. 35 Конституции РФ охраняется законом.

В соответствии со ст. 1112, ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, при этом принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, что дает основание суду считать что указанный жилой дом входит в состав наследства, оставшегося после смерти Г.

Поскольку судом при рассмотрении настоящего дело установлено, что наследодатель при жизни своего имущества не завещала, то основание приобретения права собственности истицей на предмет спора в соответствии с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 218, ст. 1111 ГК РФ является наследование по закону.

Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Поскольку вышеприведенные установленные судом фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о вступлении Алексеевой Т.А. во владение спорным жилым домом, принятии мер по его сохранности, содержанию, что свидетельствует о принятии ею наследства, то, соответственно, совершением ряда указанных действий она приобрела в собственность наследственное имущество, оставшееся после смерти Г. в том числе в виде жилого дома по адресу: Россия, <адрес>, в силу вышеприведенных положений ч. 4 ст. 1152 ГК РФ, моментом смерти наследодателя, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая совокупность исследованных в судебном заседании обстоятельств, суд считает возможным в силу ст. 1112, абз. 2 ч. 2 ст. 218, ч. 1 ст. 1141, ст. 1142, ст. 1152, ст. 1153 ГК РФ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м включить в состав наследства после смерти Г. как принадлежащий ей на праве собственности на день открытия наследства, считать истицу Алексееву Т.А. принявшей указанное наследственное имущество, поскольку она фактически вступила во владение им, и признать право собственности на указанный жилой дом за Алексеевой Т.А., являющейся наследницей первой очереди по закону.

Мер по обеспечению иска судом не принималось.

Вопрос о возмещении судебных расходов сторонами не ставился.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст. 8,12, 218, 234, 1112, 1141, 1142, 1152 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алексеевой Т.А. к администрации <адрес> края о включении имущества в наследственную массу, признании принявшей наследство, признании права собственности удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <данные изъяты> лет, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

Признать Алексееву Т.А. принявшей наследство, открывшееся после смерти Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <данные изъяты> лет, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

Признать за Алексеевой Т.А. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Назаровский городской суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Белокопытов И.В.