Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года г. Назарово Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Афанасьева Л.В., с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Бочаровой А.В., представителя органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается – главы Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края Б. при секретаре Терасмес Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Краснополянского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета, установил: Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Краснополянский сельсовет Назаровского района Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Краснополянского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления Назаровского района требований законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных поселений, установлено, что администрацией Краснополянского сельсовета не выполняются требования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета, а именно, не разработан проект организации дорожного движения на территории сельсовета, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки и др. В связи с чем, просит признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Краснополянского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета незаконным, и обязать администрацию Краснополянского сельсовета в срок до 31.12.2011 года разработать проект организации дорожного движения на территории данного муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях, просил обязать администрацию Краснополянского сельсовета разработать проект организации дорожного движения на территории указанного муниципального образования. Поскольку конкретных сроков разработки проекта организации дорожного движения на территории муниципального образования Главой сельсовета не было названо, просил обязать муниципальное образование Краснополянский сельсовет устранить в полном объеме допущенное нарушение в срок до 31.12.2011 года. Представитель Муниципального образования Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края - глава сельсовета Б., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления прокурора, дополнительно пояснив, что из-за отсутствия финансирования, разработка проекта организации дорожного движения на территории сельского совета не выполнена, ранее 2012 года проект организации дорожного движения на территории сельского совета разработан быть не может, конкретные сроки разработки указанного проекта назвать не может. Заслушав объяснения прокурора и представителя органа местного самоуправления, чьё бездействие оспаривается, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно пункту 5 ч.1 ст.14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ч.2 ст.50 этого же Федерального закона предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: - автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; - элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружении, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; - дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; - владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовым актами. На основании ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности в том числе органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Как следует из ст. 9 представленного Устава муниципального образования Краснополянский сельсовет Назаровского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством (л.д.7-16). Из Устава следует также, что в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: село Красная Поляна, село Большой Сереж, д.Владимировка, д.Лесные Поляны, д.Малая Сосновка, д.Ярлыково, а также иные земли в границах поселения, независимо от форм собственности и целевого назначения. Кроме того, в судебном заседании установлено, что также подтверждается материалами дела, и не опровергается представителем органа местного самоуправления, что при проведении Назаровской межрайонной прокуратуры проверки исполнения администрацией Краснополянского сельсовета требований законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных поселений, выявлены нарушения требований данного законодательства в части организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета, а именно администрацией Краснополянского сельсовета не приняты меры к разработке проекта организации дорожного движения на территории указанного муниципального образования. До настоящего времени вопрос о разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета ответчиком не решен, что подтверждается ответом главы Краснополянского сельсовета Боргардт Д.Г. прокурору Назаровской межрайонной прокуратуры на письмо от 23.09.2011 г., согласно которому администрация Краснополянского сельсовета не располагает проектами и схемами организации дорожного движения, потому что денежных средств на это в бюджет не заложено (л.д.17). Проанализировав указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявления Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации Краснополянского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета и в рамках заявленных прокурором требований, суд находит необходимым обязать администрацию Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края в срок до 31.12.2011 года принять надлежащие меры по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 246, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета. Обязать администрацию Краснополянского сельсовета Назаровского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2011 года разработать проект организации дорожного движения на территории Краснополянского сельсовета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Назаровский городской суд. (Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 года). Председательствующий Л.В.Афанасьев