РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 года город Назарово Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Охотниковой Т.В., с участием истицы Андреевой Э.М., при секретаре Назарько Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Э.М. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Андреева Э.М. обратилась в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> с требованиями о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, причиненного ей в результате политических репрессий, мотивируя свои требования тем, на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ в шестнадцатилетнем возрасте она вместе с родителями была выслана из <адрес> <данные изъяты>. Имущество их семьи было конфисковано. Проживая на спецпоселении они испытывали голод и нищету. В судебном заседании истица Андреева Э.М. на исковых требованиях настаивала, по основаниям изложенным в иске. Представители ответчиков Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, что подтверждается уведомлениями и вручении им почтовых отправлений, в судебное заседание не явились. Представителем министерства финансов РФ представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении иска просит отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в целях компенсации морального и материального вреда лицам, подвергшимся политическим репрессиям был принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», которым предусмотрены процедуры восстановления прав репрессированных, направленные в том числе и на возмещение морального вреда. Данная категория лиц пользуется различными льготами, предусмотренными законом, чем им и компенсируется моральный вред со стороны государства. Дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в иске к Управлению социальной защиты просит отказать считая себя ненадлежащим ответчиком по делу. Правительство Российской Федерации о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, либо об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало. Суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК РФ. Выслушав истца, исследовав доказательства по делу, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. Судом установлено, что Андреева Э.М. (до брака – Ангорн Э.М.) на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ был выселена из <адрес>, а затем мобилизована в трудовую армию в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прибыла в <адрес> на соединение с семьей. Освобождена от спецпоселения ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой выданной УВД <адрес> (л.д.9). По сведениям Информационного центра УВД <адрес> Андреева Э.М. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на разных работах в промышленности <адрес> (л.д.7). Согласно ответа Управления социальной защиты населения администрации Красноярского края Андреева Э.М. обращалась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных и ей было рекомендовано подтвердить факт конфискации имущества (л.д.6). Из справки о реабилитации ГУВД <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Андреева (Ангорн) Э.М. реабилитирована на основании п. «В» ст. 3 Закона РСФСР от 18.10.1991 года о реабилитации жертв политических репрессий». Таким образом, истица на основании Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" является лицом, подвергшимся политическим репрессиям. Истица требует компенсации морального вреда, причиненного ей действием государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией. Учитывая нормы ст. 124, п.1 ст.126, п. 4 ст. 214, ст. 1069 ГК РФ, источником возмещения таких убытков является казна Российской Федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. На основании ст. 1071 ГК РФ и Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации. Основания возникновения обязанности по компенсации морального вреда и способы его компенсации определены ст.151 ГК РФ которая, вступила в силу с 01 января 1995 года. Регулирование обязательств, вследствие причинения вреда установлено главой 59 ГК РФ. Детальное регулирование компенсации морального вреда предусмотрено статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ введенными в действие с 01 марта 1996 года. Согласно п. п.1, 2 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Частью 1 ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствие с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные и физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ). Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Целью данного закона, согласно его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятыми во исполнение данного закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и тому подобное. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете. Истица данные обстоятельства не оспаривает. Поскольку компенсация морального вреда причиненного в результате политических репрессий в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и другими законодательными актами не предусмотрена, а нравственные страдания причинены истице до введения в российское законодательство института компенсации морального вреда, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в результате политических репрессий отказать. Доводы истицы о преюдиции решения Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку Европейским судом были расценены нарушающими права граждан бездействия Грузии в виде непринятия закона об установлении размера и правил выплаты гражданам компенсации морального вреда, что не совпадает с теми обстоятельствами на которые ссылается истица в рамках данного дела. Кроме того, истица ссылаясь на решение Европейского суда, просит о рассмотрении данного дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Согласно положений главы 42 ГПК РФ по вновь открывшимся обстоятельствам может быть рассмотрено вступившее в законную силу решение суда, поскольку истица с данным иском обратилась впервые, он не подлежит рассмотрению по вновь открывшимся обстоятельствам. На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Андреевой Э.М. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о компенсации морального вреда – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в течение десяти дней. Мотивированное решение составлено 12 декабря 2011 года. Председательствующий: подпись Охотникова Т.В.