РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года г. Назарово Красноярский край Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Белокопытова И.В., с участием представителя ответчика СХП ЗАО «Владимировское» Волковой Е.В., полномочия которой выражены в доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Костяной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к СХП ЗАО «Владимировское» о признании деятельности ответчика в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности незаконной, об обязании прекращения деятельности, УСТАНОВИЛ: Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к СХП ЗАО «Владимировское» о признании деятельности ответчика в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности незаконной, прекращении деятельности СХП ЗАО «Владимировское» по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии. Истец, Красноярский природоохранный прокурор, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, направил в адрес суда заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель ответчика СХП ЗАО «Владимировское» Волкова Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что деятельность ответчика может осуществляться без лицензии с учетом оплаты норматива в 25 кратном размере, а ответчиком такие оплаты производятся. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росприроднадзора по <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, направил в адрес суда заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает заявленные исковые требования, дополнительно указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик не обратился в Управление Росприроднадзора по <адрес> за оформлением лицензии на сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности. Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Как установлено судом, согласно Устава СХП ЗАО «Владимировское» основным видом деятельности указанного предприятия является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. В результате такой деятельности наступают последствия, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно акта проверки Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ответчиком. СХП ЗАО «Владимировское» заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ по созданию научно-технической продукции «Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение СХП ЗАО «Владимировское» (л.д. 31-32). Кроме того, размещение и захоронение отходов СХП ЗАО «Владимировское» осуществляет МУП ЖКХ <адрес>, что подтверждается договором № на предоставление услуг по размещению и захоронению отходов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), а также актами, счет-фактурой (л.д. 43, 44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58). На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В силу ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. В силу ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Согласно ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу ст. ст. 4, 11, 12, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Собственник отходов должен разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, размещать расходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения контролирующих органов, осуществлять плату за размещение отходов. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В силу ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Ответчиком производятся оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела расчетами (90, 91, 92, 93,94). Доводы представителя ответчика о том, что деятельность ответчика может осуществляться без лицензии с учетом оплаты норматива в 25 кратном размере, суд считает несостоятельными, поскольку в силу пп. 30 п. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 242-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию. Оплаты ответчика за негативное воздействие на окружающую среду не освобождают ответчика от обязанности получить лицензию. В силу изложенного, заявленные требования Красноярского природоохранного прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствие ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, к которому удовлетворены исковые требования, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет. При определении размера госпошлины, взыскиваемой с ответчика, суд исходит из положений пп. 3 ч. 1 ст. 339.19 НК РФ и определяет ее в сумме № рублей, которая подлежит взысканию в доход местного бюджета в силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден в размере № рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 233, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к СХП ЗАО «Владимировское» о признании деятельности ответчика в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности незаконной, об обязании прекращения деятельности удовлетворить. Признать деятельность СХП ЗАО «Владимировское» в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности незаконной. Прекратить деятельность СХП ЗАО «Владимировское» по сбору, размещению, транспортировке, использованию, переработке отходов 1-4 классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии. Взыскать с СХП ЗАО «Владимировское» государственную пошлину в размере 4000 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий И.В. Белокопытов