Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 декабря 2011 года г. Назарово Красноярский край Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Белокопытова И.В., с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Бочаровой А.В., представителя органа, бездействие которого оспаривается – главы Дороховского сельсовета <адрес> Анисимова Г.Г., при секретаре Хабаровой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Дороховский сельсовет <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Дороховский сельсовет <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании устранить нарушения. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных поселений, установлено, что Дороховским сельсоветом надлежащим образом не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета, а именно, не разработан проект организации дорожного движения на территории сельсовета, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки и др. В связи с чем, просит признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Дороховского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета незаконным, и обязать администрацию Дороховского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект организации дорожного движения на территории данного муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивает по основаниям, указанным в исковом заявлении, в судебном заседании уточнила заявленные исковые требования, просит обязать администрацию Дороховского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета. Представитель ответчика Муниципального образования Дороховского сельсовета <адрес> - глава сельсовета Анисимов Г.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что дороги не относятся к собственности сельсовета, на баланс сельсовета не переданы, процедура межевания данных дорог не выполнена, в связи с чем выполнить проектную документацию невозможно, кроме того, из-за отсутствия финансирования, разработка проекта организации дорожного движения на территории сельского совета не выполнена. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета иска <адрес> и ГИБДД МО МВД России «Назаровский» в судебное заседание не явились. Глава администрации <адрес> направил в суд отзыв на иск, в котором указал, что в собственности <адрес> не находятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов Дороховского сельсовета, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно пункту 5 ч.1 ст.14 данного Закона к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ч.2 ст.50 этого же Федерального закона предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: - автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; - элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружении, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; - дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; - владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовым актами. На основании ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности в том числе органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных доро<адрес> и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Как следует из п. 1.5 ст. 8 представленного Устава Дороховского сельсовета <адрес> к предметам ведения сельсовета относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством (л.д.7-13). До настоящего времени вопрос о разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета ответчиком не решен, что подтверждается ответом главы Дороховского сельсовета Анисимова Г.Г. прокурору Назаровской межрайонной прокуратуры на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрацией Дороховского сельсовета не разрабатывались проекты в сфере организации дорожного движения, сельсоветом разработаны и утверждены схемы движения автобусных маршрутов по подвозу школьников (л.д.14). Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>, автомобильные дороги в границах населенных пунктов, расположенных на территории Дороховского сельсовета не являются объектами муниципальной собственности <адрес> (л.д. 52). Проанализировав указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявления Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании устранить нарушения и в рамках заявленных прокурором требований, суд находит необходимым обязать администрацию Дороховского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Дороховский сельсовет <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании устранить нарушения удовлетворить. Признать бездействие органа местного самоуправления – Дороховского сельсовета по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета незаконным. Обязать Администрацию Дороховского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке проекта организации дорожного движения на территории Дороховского сельсовета. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения с подачей жалобы через Назаровский городской суд. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий И.В. Белокопытов