Дело № 2 - 174 / 2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года город Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охотниковой Т.В.,

с участием истицы Бондаренко К.И.,

при секретаре Назарько Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко К.И. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бондаренко К.И. обратилась в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> с требованиями о компенсации морального вреда в размере 160000 рублей, причиненного ей в результате политических репрессий, мотивируя свои требования тем, что будучи в несовершеннолетнем возрасте, она вместе со своей семьей пострадала от политических репрессий, ее родители были репрессированы по политическим мотивам.

В судебном заседании истица Бондаренко К.И. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что ее отца арестовали ДД.ММ.ГГГГ, мать осталась с 4 малолетними детьми, проживали в Китае, испытывали нужду в еде и медикаментах, ДД.ММ.ГГГГ были этапированы в СССР, ДД.ММ.ГГГГ к ним приехал отец, всей семьей переехали в <адрес>, где проживали также в нужде, так как работал только отец. Истица была реабилитирована на основании закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», оценивает моральный вред, причиненный ей политическими репрессиями в размере, указанном в иске.

Представители ответчиков Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, что подтверждается уведомлениями о вручении им почтовых отправлений, судебных повесток, в судебное заседание не явились.

Представителями ответчиков министерства финансов РФ, Правительства РФ представлены письменные отзывы на исковое заявление, согласно которым они просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска просят отказать в полном объеме, поскольку не имеется законных оснований для его удовлетворения.

Представителем Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> в адрес суда до судебного заседания представлено возражение на исковое заявление, в котором в иске к Управлению социальной защиты просит отказать, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, руководствуясь ч. 4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истицу, исследовав доказательства по делу, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что Бондаренко К.И. (О.) является дочерью О.И.И.., ДД.ММ.ГГГГ., репрессированного ДД.ММ.ГГГГ Особым Совещанием п/п МГБ за контрреволюционную деятельность к 15 годам ИТЛ, реабилитированного военным трибуналом УрВО ДД.ММ.ГГГГ Истица реабилитирована на основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий». Данные обстоятельства подтверждаются справкой о реабилитации, справкой о признании пострадавшей от политических репрессий, выданными Военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа, свидетельством (л.д. 5, 6, 8).

Таким образом, истица на основании Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" является лицом, подвергшимся политическим репрессиям.

Истица требует компенсации морального вреда, причиненного ей действием государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Учитывая нормы ст. 124, п.1 ст.126, п. 4 ст. 214, ст. 1069 ГК РФ, источником возмещения таких убытков является казна Российской Федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

На основании ст. 1071 ГК РФ и Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.

Основания возникновения обязанности по компенсации морального вреда и способы его компенсации определены ст.151 ГК РФ, которая, вступила в силу с 01 января 1995 года. Регулирование обязательств, вследствие причинения вреда установлено главой 59 ГК РФ. Детальное регулирование компенсации морального вреда предусмотрено статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ введенными в действие с 01 марта 1996 года.

Согласно п. п.1, 2 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Частью 1 ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствие с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные и физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ).

Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Целью данного закона, согласно его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба.

Законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятыми во исполнение данного закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и тому подобное. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете. Истица данные обстоятельства не оспаривает.

Поскольку компенсация морального вреда, причиненного в результате политических репрессий в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и другими законодательными актами не предусмотрена, а нравственные страдания причинены истице до введения в российское законодательство института компенсации морального вреда, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в результате политических репрессий отказать.

Доводы истицы о преюдиции решения Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку Европейским судом были расценены нарушающими права граждан бездействия Грузии в виде непринятия закона об установлении размера и правил выплаты гражданам компенсации морального вреда, что не совпадает с теми обстоятельствами, на которые ссылается истица в рамках данного дела.

Кроме того, истица, ссылаясь на решение Европейского суда, просит о рассмотрении данного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно положений главы 42 ГПК РФ по вновь открывшимся обстоятельствам может быть рассмотрено вступившее в законную силу решение суда, поскольку истица с данным иском обратилась впервые, он не подлежит рассмотрению по вновь открывшимся обстоятельствам.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бондаренко К.И. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Охотникова Т.В.

Мотивированное решение составлено 20 января 2012 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200