РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 февраля 2012 года г.Назарово Красноярский край Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Белокопытова И.В., с участием истца Мельникова Б.К., при секретаре Костяной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Б.К. к Правительству Российской Федерации, к Министерству Финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации г.Назарово Красноярского края о компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Мельников Б.К. обратился в суд с иском к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, к Правительству Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> края, с требованиями о компенсации морального вреда, по тем основаниям, что в результате применения политических репрессий к его семье, выразившихся в том что в ДД.ММ.ГГГГ году его отец Б. был выслан на спецпоселение из Поволжья в <адрес>, где он и родился и также был подвергнут репрессии. Детство прошло в нищете и голоде, 12 летнего брата убили в школе, постоянно называли фашистами, притесняли. В последствии он был реабилитирован на основании п. В ст. 1.1. Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», чем ему был причинен моральный вред, который он оценивает в № рублей и просит взыскать эту сумму с казны РФ. Кроме того, согласно нормам международного права, и в частности решению Европейского суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» он имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ему политическими репрессиями советского периода, и данное решение Европейского суда по правам человека является основанием для рассмотрения гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В судебном заседании истец Мельников Б.К., на удовлетворении заявленных им исковых требований настаивал по основаниям изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ранее он в суд с иском о компенсации морального вреда причиненного в результате политических репрессий не обращался. Представитель ответчика Министерство Финансов Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего иска, в суд не явились, о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, либо об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Министерство Финансов Российской Федерации в письменном отзыве просит в удовлетворении иска отказать в виду отсутствия законных оснований для компенсации морального вреда истцу. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации <адрес> края, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в письменном отзыве просило отказать в иске к нему, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу. Представитель ответчика Правительства Российской Федерации, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения настоящего иска, в суд не явился, уполномочил представлять свои интересы в суде по данному делу Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Представитель ответчика Правительства Российской Федерации – представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, действующая по доверенности Е.., в отзыве на исковое заявление указала, что с иском не согласна, просит суд отказать Мельникову Б.К. в его удовлетворении и рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что действующим законодательством для жертв политических репрессий установлены льготы в защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечения социальной защищенности, данные льготы в материальном выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, в том числе и морального вреда. Кроме того, Российская Федерация не является стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в связи чем, данное постановление Европейского суда по правам человека не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения. Суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, руководствуясь ч.2 ст.167 ГПК РФ. Суд, выслушав истца, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска по следующим основаниям. Согласно справки о реабилитации УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № М-45 /514-09 Мельников Борис Карлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на спецпоселении вместе с отцом по национальному признаку в <адрес> на основании постановления СНК СССР № от ДД.ММ.ГГГГ На основании ст. 1-1, пункта «В» ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован (л.д.6). Таким образом, истец на основании ст. 1.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реабилитации жертв политических репрессий" признан лицом, подвергшимся политическим репрессиям. В соответствии со свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ Мельников Б.К. имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д.7). Из пояснений истца следует, что он требует компенсации морального вреда, причиненного ему действием государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий. Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией. Учитывая нормы ст. 124, п.1 ст.126, п. 4 ст. 214, ст. 1069 ГК РФ, источником возмещения таких убытков является казна Российской Федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. На основании ст. 1071 ГК РФ и Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации. Основания возникновения обязанности по компенсации морального вреда и способы его компенсации определены ст.151 ГК РФ которая, вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Регулирование обязательств, вследствие причинения вреда установлено главой 59 ГК РФ. Детальное регулирование компенсации морального вреда предусмотрено статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ введенными в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. п.1, 2 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Частью 1 ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствие с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введение в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные и физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ). Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий». Целью данного закона, согласно его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятыми во исполнение данного закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и тому подобное. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете. Поскольку компенсация морального вреда причиненного в результате политических репрессий в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и другими законодательными актами не предусмотрена, а нравственные страдания причинены истцу до введения в законодательство института компенсации морального вреда, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в результате политических репрессий отказать. Доводы истца о преюдиции решения Европейского суда по правам человека по аналогичному делу (решение Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии») не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения иска по следующим основаниям. Суд считает, что юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению в рамках настоящего дела, не совпадают с юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежали установлению и были установлены при вынесении решения Европейским судом по правам человека в рамках своей компетенции при рассмотрении дела по жалобе «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии». Из анализа текста решения Европейского суда по правам человека по данному делу следует, что основанием для его принятия послужило то, что приняв закон Грузии от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жертв политических репрессий и социальной защите репрессированных» и законодательно признав право граждан Грузии, пострадавших от политических репрессий на территории бывшего СССР на получение компенсации морального вреда, Грузия этим же законом установила, что размер и правила выплаты данной компенсации устанавливает другой закон, при этом такой закон принят не был, и никаких мер по его принятию государство Грузия не предприняло в течение 11 лет. Именно эти действия государства Грузии были расценены Европейским судом по правам человека как действия, нарушающие ст.13 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) и ст.1 Протокола № (Подписанного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, истец указывает, что данное решение следует применить для вынесения решения по вновь открывшимся основаниям. Однако судом установлено, что ранее он в суд с иском о компенсации морального вреда причиненного в результате политических репрессий не обращался, а потому каких-либо оснований для пересмотра решения в порядке норм главы 42 ГПК РФ не усматривается, поскольку такого решения судом ранее не принималось. При таких обстоятельствах суд считает правильным в удовлетворении исковых требований отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Мельникова Б.К. к Правительству Российской Федерации, к Министерству Финансов Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> края о компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Назаровский городской суд. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий И.В.Белокопытов