Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2012 года г. Назарово Красноярский край Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Белокопытова И.В., с участием представителя истца помощника Назаровского межрайонного прокурора Валеевой О.В., представителя ответчика Администрации <адрес> Гардта А.С., полномочия которого выражены в доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ООО «Тепло» Иванова Ю.М., полномочия которого выражены в доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска Лапина Г.А., при секретаре Костяной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Назарово Красноярского края, ООО «Тепло» о понуждении к исполнению требований законодательства об энергетике, энергоснабжении, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, У С Т А Н О В И Л : Назаровский межрайонный прокурор обратился в Назаровский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации <адрес> края, ООО «Тепло» о понуждении к исполнению требований законодательства об энергетике, энергоснабжении, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Назаровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергетике, энергоснабжении, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверкой установлено, что в центральном тепловом пункте, расположенном по адресу: <адрес> «А» (согласно уточненных исковых требований в части адреса центрального теплового пункта), принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию <адрес>, предоставленном ООО «Тепло» по концессионному соглашению, в нарушение требований правил устройства электроустановок отсутствует резервный источник электропитания. Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на ЦТП может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживанию систем теплоснабжения, водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. Просит обязать администрацию <адрес>, ООО «Тепло» устранить нарушения требований законодательства об энергетике, энергоснабжении, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес> «А» резервным источником электропитания. В судебном заседании помощник Назаровского межрайонного прокурора Валеева О.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, заявив при этом отказ от иска в части требований, предъявленных к ООО «Тепло». Представитель Администрации <адрес> Гардт А.С. требования прокурора не признал, поскольку центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес> «А», соответствует третьей категории надежности, что не предусматривает наличия резервного источника электропитания. Представитель ООО «Тепло» Иванов Ю.М. требования прокурора признал, поскольку отсутствие резервного источника питания на ЦТП, в случае отключения электроэнергии, может привести к чрезвычайной ситуации. Третье лицо Лапин Г.А. исковые требования прокурора поддержал, поскольку отдельно стоящий тепловой пункт, каковым является ЦТП, расположенный по адресу: <адрес> А, должен быть оснащен резервным источником электропитания, поскольку его отсутствие может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем теплоснабжения, водоснабжения, что может привести к чрезвычайной ситуации на территории <адрес>. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ), предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 337-ФЗ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п.4 п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 417-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. В силу ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О теплоснабжении» (с изм., внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 417-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Согласно п.5.1 Свода правил (СП) от ДД.ММ.ГГГГ N 31-110-2003, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 194, отдельно стоящие и встроенные центральные тепловые пункты (ЦТП), индивидуальные тепловые пункты (ИТП) многоквартирных жилых домов имеют I степень обеспечения надежности электроснабжения. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК, утвержденных Приказом МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от ДД.ММ.ГГГГ N 204, электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Таким образом, объекты, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей (к таковым относятся отдельно стоящие и встроенные центральные тепловые пункты) должны иметь независимый источник питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении. Установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, что строение, расположенное по адресу: <адрес>А, является отдельно стоящим центральным тепловым пунктом, резервный источник электропитания у которого отсутствует. Как установлено в судебном заседании, государственным инспектором ЗТО ЕУ Ростехнадзора Лапиным Г.А. проведена выездная проверка для определения степени обеспечения электроснабжения теплового пункта (ЦТП) по адресу <адрес> А, в результате которой рекомендовано запитать резервным питанием вышеназванный тепловой пункт. Согласно справки №, выданной Администрацией <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание «Центральный тепловой пункт», расположенный по адресу: <адрес> «А» общей площадью 38,2 кв.м. числится в реестре муниципальной собственности. Согласно п. 1 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием <адрес> (концедент) и обществом с ограниченной ответственностью «Тепло» (концессионер), предусмотрено, что ООО «Тепло» осуществляет производство и передачу тепловой энергии с использованием объекта соглашения – нежилого здания «Центральный тепловой пункт», расположенного по адресу: <адрес> «А». В силу п. 39 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепло» обязано учитывать объект соглашения на своем балансе и производить соответствующее начисление амортизаций. Кроме того, из п. 38, 39 вышеназванного концессионного соглашения следует, что ООО «Тепло» (концессионер), обязана осуществлять связанную с использованием объектов соглашения деятельность и не прекращать либо не приостанавливать такую деятельность без согласия Администрации <адрес> (концедент), деятельность по эксплуатации объекта соглашения должна осуществляться с требованиями, установленными законодательством РФ. Из материалов дела следует, что разрешением, выданным филиалом ОАО «МСРК Сибири» «Красноярскэнерго» определена категория надежности электроснабжения ЦТП третья. Данное обстоятельство также подтверждается разрешением на электроснабжение ЦТП, актом осмотра электроустановки № от ДД.ММ.ГГГГ, техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей. В то же время, как следует из акта осмотра электроустановок центрального теплового пункта, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного главным государственным инспектором Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора Ильченко П.Б., эксплуатация данного ЦТП при существующей III категории обеспечения надежности несет угрозу нарушения теплоснабжения <адрес> в отопительный период, в связи с чем, собственнику необходимо принять меры по обеспечению ЦТП резервным электроснабжением. Доводы представителя ответчика Администрации <адрес> о необоснованности требований прокурора об обеспечении центрального теплового пункта резервным источником электропитания в силу того, что по имеющимся в материалах дела документам ЦТП имеет третью категорию надежности, для которой не предусмотрено наличие резервного источника питания, суд признает необоснованными, поскольку вопрос о соответствии степени обеспечения надежности электроснабжения центрального теплового пункта какой-либо из категорий не является предметом заявленных исковых требований, и в данном случае правового значения не имеет. Установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, что для обеспечения бесперебойного питания центрального теплового пункта, расположенного по адресу: <адрес> А, при перерывах в электроснабжении, необходим резервный источник электропитания, отсутствие которого может привести к остановке оборудования в отопительный период, размораживанию систем теплоснабжения, водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. При таких обстоятельствах, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> края о понуждении к исполнению требований законодательства об энергетике, энергоснабжении, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворить. Обязать Администрацию <адрес> края в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: Россия, <адрес> «А» резервным источником электропитания. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Назаровский городской суд. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий И.В. Белокопытов