Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года г.Назарово Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Афанасьева Л.В., с участием истца Генза Н.С., представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации г.Назарово (по доверенности) Шныптевой Т.П., при секретаре Терасмес Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Генза Н.С. к Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации г.Назарово о возмещении морального вреда в результате политических репрессий, УСТАНОВИЛ: Генза Н.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Управлению социальной защиты населения администрации г.Назарово Красноярского края, с требованиями о компенсации морального вреда, по тем основаниям, что в результате применения политических репрессий к его семье, выразившихся в том что его отец был выселен на спецпоселение из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, а затем в ДД.ММ.ГГГГ году переведён в <адрес>. Истец находился с отцом на спецпоселении, освобождён от спецпоселения в ДД.ММ.ГГГГ, реабилитирован в ДД.ММ.ГГГГ согласно Закона РФ от 18.10.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». Генза Н.С. на протяжении жизни испытывал чувство вины, что родился немцем, жил в нищете, голоде, сын «фашиста» и «врага народа». Ранее не подавал в суд на возмещение морального вреда, так как нигде не было об этом информации. Моральный вред, который оценивает в руб. и просит взыскать эту сумму с Правительства РФ. Кроме того, согласно нормам международного права, и в частности решению Европейского суда по правам человека от 02.02.2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» он имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ему политическими репрессиями советского периода, и данное решение Европейского суда по правам человека является основанием для рассмотрения гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. От Правительства РФ и Управления социальной защиты населения администрации г.Назарово поступили отзывы на исковое заявление, в которых они указали, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется. Управление социальной защиты населения администрации г.Назарово указали что являются ненадлежащими ответчиками по делу. В судебном заседании истец Генза Н.С. на удовлетворении заявленных им исковых требований не настаивал, однако, от написания заявления об отказе от иска отказался, пояснил, что ничего подписывать не будет. Считает, что государство никак не компенсировало причиненные ему и его семье нравственные и физические страдания, выразившиеся в том, что его называли «немцем», он жил на спецпоселении впроголодь. Также моральный вред выразился и в иных страданиях, о которых он суду пояснять отказывается. Представитель Управления социальной защиты населения администрации г.Назарово Красноярского края (по доверенности) Шныптева Т.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, указанным в отзыве. Представители ответчиков Министерства Финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего иска (телефонограммами), в суд не явились, о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, либо об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Суд посчитал возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, руководствуясь ч.2 ст.167 ГПК РФ. Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска по следующим основаниям. Согласно справки о реабилитации УВД Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Г.С.И. на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ был выселен в ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> в <адрес>. Поставлен на учёт спецпоселения по достижении 16-летнего возраста. В ДД.ММ.ГГГГ прибыл в <адрес>. От спецпоселения освобождён ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. «в» ст.3 Закона РФ от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Г.С.И. реабилитирован (л.д.6). Из справки о реабилитации ГУВД Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Генза Н.С. на спецучёте не состоял, на основании Указа ПВС СССР от 28.08.1941 года находился на спецпоселении вместе с отцом по национальному признаку. На основании ст.1.1. Закона РФ от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Генза Н.С. реабилитирован (л.д.7). Таким образом, истец на основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2011) "О реабилитации жертв политических репрессий" признан лицом, подвергшимся политическим репрессиям. В соответствии со свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ Генза Н.С. имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д.8). Из пояснений истца следует, что он требует компенсации морального вреда, причиненного ему действием государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий. Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией. Учитывая нормы ст. 124, п.1 ст.126, п. 4 ст. 214, ст. 1069 ГК РФ, источником возмещения таких убытков является казна Российской Федерации, которую образуют бюджетные средства и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. На основании ст. 1071 ГК РФ и Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации. Основания возникновения обязанности по компенсации морального вреда и способы его компенсации определены ст.151 ГК РФ которая, вступила в силу с 01 января 1995 года. Регулирование обязательств, вследствие причинения вреда установлено главой 59 ГК РФ. Детальное регулирование компенсации морального вреда предусмотрено статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ введенными в действие с 01 марта 1996 года. Согласно п. п.1, 2 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Частью 1 ст.4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствие с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введение в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные и физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п.1 ст.54 Конституции РФ). Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Целью данного закона, согласно его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Законом Российской Федерации от 18 декабря 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятыми во исполнение данного закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и тому подобное. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете. Поскольку компенсация морального вреда причиненного в результате политических репрессий в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и другими законодательными актами не предусмотрена, а нравственные страдания причинены истцу до введения в законодательство института компенсации морального вреда, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в результате политических репрессий отказать. Доводы истца о преюдиции решения Европейского суда по правам человека по аналогичному делу (решение Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии») не могут быть приняты судом в качестве основания для удовлетворения иска по следующим основаниям. Суд считает, что юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению в рамках настоящего дела, не совпадают с юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежали установлению и были установлены при вынесении решения Европейским судом по правам человека в рамках своей компетенции при рассмотрении дела по жалобе «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии». Из анализа текста решения Европейского суда по правам человека по данному делу следует, что основанием для его принятия послужило то, что приняв закон Грузии от 11 декабря 1997 года «О признании жертв политических репрессий и социальной защите репрессированных» и законодательно признав право граждан Грузии, пострадавших от политических репрессий на территории бывшего СССР на получение компенсации морального вреда, Грузия этим же законом установила, что размер и правила выплаты данной компенсации устанавливает другой закон, при этом такой закон принят не был, и никаких мер по его принятию государство Грузия не предприняло в течение 11 лет. Именно эти действия государства Грузии были расценены Европейским судом по правам человека как действия, нарушающие ст.13 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключенной в г. Риме 04.11.1950, с изменениями от 13.05.2004) и ст.1 Протокола №1 (Подписанного в г. Париже 20.03.1952). Кроме того, истец указывает, что данное решение следует применить для вынесения решения по вновь открывшимся основаниям. Однако, как следует из искового заявления Генза Н.С., ранее он в суд с иском о компенсации морального вреда причиненного в результате политических репрессий не обращался, а потому каких-либо оснований для пересмотра решения в порядке норм главы 42 ГПК РФ не усматривается, поскольку такого решения судом ранее не принималось. При таких обстоятельствах суд считает правильным в удовлетворении исковых требований отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Генза Н.С. к Правительству Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации г. Назарово о возмещении морального вреда в результате политических репрессий – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. (мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2011 года) Председательствующий подпись Л.В.Афанасьев