на день публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,

с участием:

представителя истца помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Жуковой Ю.А.

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Борисовой И.М. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на три года),

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельсовета главы сельсовета Куликова М.Л.,

при секретаре Марюшко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района об обязании ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> района <адрес> в части непринятия мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории <данные изъяты> сельсовета в соответствии с действующим законодательством, признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района в части не принятия мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории <данные изъяты> сельсовета незаконным, возложении обязанности на Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района ликвидировать несанкционированные свалки, освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>, на общей площади 0,5 га.; с земельного участка расположенного <адрес>, на общей площади 0,01 га

В обоснование требований указал, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства со стороны Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района.

Так, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном <адрес>, на общей площади 0,5 га. поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям является пастбищем. На земельном участке <адрес>, на общей площади 0,01 га размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара, строительный мусор, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок относится к населенному пункту.

Согласно требованиям федерального законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об отходах производства и потребления на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию <данные изъяты> района, Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района возложена обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

В нарушение требований действующего законодательства Администрацией <данные изъяты> района не предпринимались меры по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> сельсовета, на территории сельсовета отсутствуют места захоронения, переработки бытовых отходов и отходов производства и потребления (полигон), не организовано заключение договоров на утилизацию отходов с организациями, предприятиями в соответствии с законодательством.

Администрацией <данные изъяты> сельсовета в нарушении требований действующего законодательства мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на данных участков также не осуществлялось.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнял исковые требования, исходя из уточненных требований просили обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного <данные изъяты>, на общей площади 0,46 га. В течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации <данные изъяты> района <адрес> с уточненными требованиями прокурора согласна.

Представитель Администрации <данные изъяты> сельсовета с уточненными требованиями прокурора согласен поскольку они обязаны вести мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, частично они ведут эту работу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что: на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном <адрес>, на общей площади 0,5 га. поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям является пастбищем. На земельном участке вдоль дороги при въезде в населенный пункт <адрес>, на общей площади 0,01 га размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовые пакеты, пластиковая тара, строительный мусор, зола. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок относится к населенному пункту.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в <данные изъяты> сельсовете, утвержденным решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный земельный контроль осуществляет администрация сельсовета. Согласно п.п. 1.2., 1.4, 1.6, 2.1 данного Положения объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования независимо от принадлежности и формы собственности; муниципальный земельный контроль, включает в себя, в том числе, контроль за использованием земель по целевому назначению; выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что на территории <данные изъяты> сельсовета на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>, на общей площади 0,46 га., не ликвидирована свалка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <адрес> освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного <адрес>, на общей площади 0,46 га. в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Назаровский городской суд.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Гуртовенко Т.Е.