на день публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,

с участием:

представителя истца помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Жуковой Ю.А.

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> района Борисовой И.М. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на три года),

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> сельсовета главы сельсовета Куликова М.Л.,

при секретаре Марюшко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района о признании бездействий незаконными, об обязании организации утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, обязании ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> района <адрес> в части непринятия мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории <данные изъяты> сельсовета в соответствии с действующим законодательством, признании бездействия Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района в части не принятия мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории <данные изъяты> сельсовета незаконным, возложении обязанности на Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района ликвидировать несанкционированную свалку, освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование требований указал, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления, земельного законодательства со стороны Администрации <данные изъяты> района, Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района.

Так, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям является пастбищем.

Согласно требованиям федерального законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об отходах производства и потребления на органы местного самоуправления, в данном случае на Администрацию <данные изъяты> района, Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района возложена обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

В нарушение требований действующего законодательства Администрацией <данные изъяты> района не предпринимались меры по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории <данные изъяты> сельсовета, на территории сельсовета отсутствуют места захоронения, переработки бытовых отходов и отходов производства и потребления (полигон), не организовано заключение договоров на утилизацию отходов с организациями, предприятиями в соответствии с законодательством.

Администрацией <данные изъяты> сельсовета в нарушении требований действующего законодательства мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на данных участков также не осуществлялось.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а так же в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец уточнял исковые требования, исходя из уточненных требований просит обязать администрацию <данные изъяты> района организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории <данные изъяты> сельсовета в соответствии с действующим законодательством. Обязать Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района ликвидировать несанкционированную свалку, освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации <данные изъяты> района <адрес> с уточненными требованиями прокурора согласна. В силу закона на них лежит обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, частично данная работа ведется, при этом поскольку в силу Закона Красноярского края «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края», «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <данные изъяты> район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» отсутствуют межпоселенческие территории, а образованная свалка находится в пределах территории сельского поселения, обязанность по очистке земли от мусора лежит на Администрации <данные изъяты> сельсовета.

Представитель Администрации <данные изъяты> сельсовета с требованиями не согласен, считает, что поскольку несанкционированная свалка находится не в пределах населенного пункта, то обязанность по ее уборке следует возложить на Администрации <данные изъяты> района, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» согласно которого распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом пояснил, что они обязаны вести мероприятия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, данная работа ведется, мусор собирается, собранный мусор приходится вывозить на данную свалку, поскольку Администрация <данные изъяты> района не организовала утилизации мусора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствие со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что: на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, поверх плодородного слоя почвы размещены твердые бытовые отходы: полиэтиленовая упаковка, порубочные остатки, строительный мусор, пластиковая упаковка. Согласно чертежа размещения земельных участков АО «<данные изъяты>» инв. от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок передан в ведение сельсовета, по условным обозначениям является пастбищем.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в <данные изъяты> сельсовете, утвержденным решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальный земельный контроль осуществляет администрация сельсовета. Согласно п.п. 1.2., 1.4, 1.6, 2.1 данного Положения объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования независимо от принадлежности и формы собственности; муниципальный земельный контроль, включает в себя, в том числе, контроль за использованием земель по целевому назначению; выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Доводы представителя Администрации <данные изъяты> сельсовета о том, что обязанность по уборке земельного участка следует возложить на Администрации <данные изъяты> района, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» являются не состоятельными, поскольку опровергается вышеуказанными нормами закона, заявленный участок находится в границах населенного пункта, Администрация <данные изъяты> сельсовета отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, при этом осуществляя данную обязанность, собранный мусор вывозится на указанную свалку. Кроме того, п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» определяет порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, что не относится к предмету рассматриваемого спора.

В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что на территории <данные изъяты> сельсовета не организована утилизация и переработка бытовых отходов и мусора в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. На территории <данные изъяты> сельсовета на земельном участке сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, не ликвидирована свалка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию <данные изъяты> района <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых отходов и мусора, вывозимых с территории <данные изъяты> сельсовета в соответствии с действующим законодательством.

Обязать Администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <адрес> освободить территорию от твердых бытовых отходов и мусора путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора: с земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,0 га., находящегося в ведении администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного <адрес>, привести данный земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Назаровский городской суд.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Гуртовенко Т.Е.