Дело № 2-1450/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Назаровский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Третьяковой Н.Е.

при секретаре Сорокиной СВ.

с участием прокурора <данные изъяты>

представителя ответчика П

представителя заинтересованного лица С

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по организации автобусного остановочного пункта в соответствии с требования ГОСТ ,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании бездействия выразившиеся в непринятии мер по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требования ГОСТ , незаконным и возложении обязанности принять меры по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требования ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, пешеходный переход, автопавильон, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). Длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20 м на один автобус, ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не 1,5 м, возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м. Требования мотивированы тем, что в ходе проводимой истцом проверки исполнения Администрацией <адрес> требований законодательства выявлены нарушения ст. 6, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ <данные изъяты> «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» при организации автобусного остановочного пункта по <адрес>, остановочный пункт автобусного маршрута в <адрес> не соответствует нормативным требованиям (отсутствуют соответствующие требованиям: посадочная и остановочная площадки, отсутствует заездной «карман» и боковая разделительная полоса, отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, отсутствует пешеходный переход и автопавильон, отсутствует скамья и урна для мусора, отсутствуют технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) и надлежащее освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500м). Указанные нарушения угрожают безопасности дорожного движения в месте незаконного автобусного остановочного пункта, где производит остановку общественный транспорт - автобус по маршруту , выполняемый перевозчиком: ООО «<данные изъяты>». Поскольку данный автобусный остановочный пункт не соответствует установленным требованиям, он не способствует защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. По выявленным названным выше нарушениям ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> прокурором главе администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель прокуратуры на иске настаивает по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что до настоящего времени ответчиком нарушения требований ГОСТ не устранены.

Представитель ответчика Администрации <адрес>, действующая по доверенности П не отрицая того, что действительно автобусный остановочный пункт по адресу: <адрес> рядом с домом не соответствует требованиям ГОСТ Р исковые требования не признала, пояснив, что было проведено собрание, по многочисленным просьбам жителей автобусный остановочный пункт был оставлен, но при застройке <адрес> по проекту данный автобусный остановочный пункт не был запланирован. В настоящее время данный автобусный остановочный пункт включается в проект целевой долгосрочной программы по благоустройства города. Дорожный знак на данном участке дороги восстановлен, разметка из-за плохой дороги пришла в негодность.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «<данные изъяты>» С в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что неоднократно сообщал в Администрацию <адрес>, о том, что автобусный остановочный пункт по <адрес> должен соответствовать ГОСТ, однако мер к разработке проекта для оптимизации маршрута ответчиком до настоящего времени, не принято.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом: своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (паркованных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 данного Закона предусмотрено, что в собственности городского округа могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры,
предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя
земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и
расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное
полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения,
являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения,
искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы
обустройства автомобильных дорог;

- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым
относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры: и другие
устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха,
остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения
автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного
контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки)
транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны,
автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары,
другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его
безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

- дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

- владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных доро<адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных доро<адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных доро<адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

На основании ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения". К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 2 данного Закона установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектам:!: сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам: дорожного движения: о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта устанавливается маршрут (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 11-5424 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в <адрес>".

Требования к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта определены ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которым: остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, пешеходный переход, автопавильон, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения, (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии, до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500м). Длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20м на один автобус, ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не менее 1,5м. Возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20м.

Как следует из представленных документов: Устава муниципального образования <адрес>, к вопросам местного значения <адрес> относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ -п) утверждены график и схема движения автобуса по маршруту в <адрес>, согласно которому предусмотрен на <адрес> автобусный остановочный пункт по данному маршруту.

Судом установлено, что остановочный пункт автобусного маршрута в <адрес> не соответствует нормативным требованиям (отсутствуют соответствующие требованиям: посадочная и остановочная площадки, отсутствует заездной «карман» и боковая разделительная полоса, отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, отсутствует пешеходный переход и автопавильон, отсутствует скамья и урна для мусора, отсутствуют технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) и надлежащее освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500м).

До настоящего времени вопрос по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требованиями ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» не решен. В проекте долгосрочной целевой программы «Улично-дорожная сеть <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» в ДД.ММ.ГГГГ году предусмотрены мероприятия по устройству остановочного пункта по адресу: <адрес>, сумма финансирования составляет <данные изъяты> рублей. Однако на сегодняшний день данная программа в установленном порядке не утверждена, на протяжении практически десяти лет с момента организации маршрута и остановки автобуса указанного маршрута на <адрес> у <адрес> мер к организации остановочного пункта в соответствии с ГОСТ ответчиком не принимается.

Проанализировав указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения требования <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> края о признании бездействия выразившиеся в непринятии мер по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требования ГОСТ Р незаконным и возложении обязанности принять меры по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требования ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по организации автобусного остановочного пункта в соответствии с требования ГОСТ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> края, выразившиеся в непринятии мер по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требованиями ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Обязать Администрацию <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации автобусного остановочного пункта по адресу: <адрес> рядом с домом в соответствии с требованиями ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, пешеходный переход, автопавильон, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). Длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20 м на один автобус, ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не 1,5 м, возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Назаровский городской суд.

Председательствующий Третьякова Н.Е.