Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Назаровский городской суд <адрес> в составе: председательствующего Третьяковой Н.Е. при секретаре Сорокиной С.В. с участием представителя истца помощника <данные изъяты> прокурора К представителя ответчика Администрации <адрес> по доверенности А рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес>, Администрации города <данные изъяты> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с учетом изменений с иском к Министерству культуры <адрес>, Администрации города <данные изъяты> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры, в котором просит: 1) Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> физическими и юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия; 2) Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы зон охраны памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес>; 3) Обязать Администрацию <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект режима использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес>; 3) Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Правительство <данные изъяты> края представление об утверждении границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес>; 4) Обязать Администрацию <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратить в Министерство культуры <адрес> для оформления охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения Администрацией <адрес> законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры выявлены нарушения, а именно на территории <адрес> расположен объект культурного наследия - памятник «<данные изъяты>). Согласно выписке из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности <адрес> данный памятник включен в реестр муниципальной собственности <адрес>. На основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № данный Памятник является памятником местного значения, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. В соответствии с Законодательством в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры к полномочиям министерства культуры <адрес> относится государственная охрана памятника, организация разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, оформление охранных обязательств собственника в отношении объектов культурного наследия регионального значения, к полномочиям <адрес> – сохранение, использование и популяризация памятника. Однако проект зон охраны памятника не разработан, в установленном законном порядке охранное обязательство на памятник не оформлено, отсутствуют установленные порядок, сроки реставрации, консервации, ремонта памятника, не урегулирован порядок проведения благоустройства его территории в рамках зоны охраны объекта культурного наследия, организации надлежащей его охраны. Кроме того, проверкой выявлено, что на задней стороне постамента и брусчатке за постаментом имеется загрязнение в виде присохшей монтажной пены, имеются загрязнения в виде черных подтеков, на плите, на которой находится постамент с мемориальной доской имеются многочисленные выбоины. Отсутствие установленной зоны охраны указанного объекта культурного наследия, а также отсутствие на него охранного обязательства влечет за собой ненадлежащий контроль за сохранением, использованием и охранной объекта, приводит к его разрушению и причинению вреда, что нарушает конституционное право граждан на пользование данным объектом культуры. В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры уточнил, просил обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> физическими и юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия. В остальной части на исковых требованиях настаивал, по доводам, указанным в заявлении. Представитель ответчика Администрации города <данные изъяты> действующий по доверенности А. в суде в разрешении исковых требований к Министерству культуры <адрес> полагался на усмотрение суда, исковые требования к Администрации города <данные изъяты> не признал, посчитав их не мотивированными, пояснил, что истцом не представлены сведения о том, были ли ранее утверждены границы зоны охраны памятника <данные изъяты>» на период отнесения его к категории памятников краевого значения и установления государственной охраны, что имеет существенное значение, поскольку в таком случае ранее утвержденные границы охраны памятников сохраняются. Кроме того, указанный памятник включен в перечень объектов муниципальной собственности по формальным основаниям, в связи с расположением территории городского округа <адрес>, в связи с разграничением форм собственности. Истцом не представлены сведения о том, что данный памятник не передавался в краевую собственность, орган местного самоуправления может инициировать разработку проекта зон охраны памятника, что является правом, а не обязанностью. В бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрено денежных средств на разработку проекта зон охраны памятника. При этом, в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что объект культурного наследия регионального значения – памятник «<данные изъяты>», расположенный в городе <адрес> включен в реестр муниципальной собственности. Представитель ответчика – Министерства культуры <адрес>, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление исковые требования признал частично, указав, что Министерство культуры <адрес> готово в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Правительство <данные изъяты> края представление для утверждения границ зон охраны вышеуказанного объекта культурного наследия в случае наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия - памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес>, также считает законным требование прокурора обязать Администрацию <адрес> обратиться в Министерство культуры <адрес> для заключения охранного обязательства на указанный объект. При этом, требования по организации в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработки проекта зон охраны названного объекта культурного наследия, по организации в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведения государственной историко-культурной экспертизы границ зон охраны памятника и возложении обязанности на Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект режима использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны памятника не признал, посчитал, что данные обязанности в силу Закона могут быть возложены в том числе и на орган местного самоуправления, разработанный проект зон охраны объекта культурного наследия должен содержать проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов, в связи с чем дополнительной разработки проекта режима использования земель и градостроительного регламента не требуется. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск <данные изъяты> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес>, Администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Судом установлено, что на территории города в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес> расположен объект культурного наследия - памятник «<данные изъяты>). Согласно выписки из реестра объектов недвижимости данный памятник включен в реестр муниципальной собственности <адрес>. На основании решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № указанный памятник является памятником местного значения, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении <данные изъяты> прокуратуры проверки соблюдения Администрацией <адрес> законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры выявлены нарушения, а именно проект зон охраны памятника «<данные изъяты> расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес> не разработан, в установленном законном порядке охранное обязательство на указанный памятник не оформлено, отсутствуют установленные порядок, сроки реставрации, консервации, ремонта памятника, не урегулирован порядок проведения благоустройства его территории в рамках зоны охраны объекта культурного наследия, организации надлежащей его охраны. Кроме того, проверкой выявлено, что на поверхности данного постамента имеются загрязнения, многочисленные выбоины, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за сохранением, использованием и охранной объекта, и вследствие чего нарушается конституционное право граждан на пользование данным объектом культуры. Данные установленные обстоятельства сторонами в судебном заседании не спариваются. Вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия - памятника «<данные изъяты>» регламентированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ ), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <данные изъяты> края», а также постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с вышеуказанным законодательством в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры под государственной охраной культурного наследия понимается система правовых, организационный, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Она осуществляется в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях защиты объектов культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Пунктом 3 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ ) предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Согласно п.п. 1,3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. «д» ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения относится к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия Пунктами 4, 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия. В соответствии с п. «р» ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относится в том числе и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти края или органа местного самоуправления. На основании п. 4 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ ) порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п.6 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пункте 12 настоящего Положения. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» установлено, что границы зон охраны объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются <адрес> на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по представлению краевого органа охраны объектов культурного наследия. В соответствии с п. «р» ст.5, ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относится направление представления в <адрес> об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны указанного объекта культурного наследия, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по представлению краевого органа охраны объектов культурного наследия и по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно п.4 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ), п. «н» ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» к полномочиям краевого органа охраны объектов культурного наследия относится оформление охранных обязательств собственника и пользователя объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения. Проанализировав указанные выше правовые акты и содержащиеся в них нормы и положения, в том числе регламентирующие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры, суд приходит к выводу о том, что предъявленные <данные изъяты> прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования обоснованы. Доводы представителя ответчика Министерства культуры <адрес>, изложенные в возражении на исковые требования о возложении обязанностей по организации разработки проекта зон охраны памятника «<данные изъяты>», по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы границ зон охраны памятника и разработки проекта режима использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны памятника на орган местного самоуправления - Администрацию <адрес>, не основаны на вышеуказанных положениях законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Возражения представителя ответчика Администрации <адрес> по доверенности А в суде о том, что истцом не представлены сведения были ли ранее утверждены границы зоны охраны указанного памятника, отнесения его к категории памятников краевого значения и установления государственной охраны, а также сведения о том, что данный памятник не передавался в краевую собственность, орган местного самоуправления может инициировать разработку проекта зон охраны памятника, что является его правом, а не обязанностью противоречат вышеуказанным положениям Закона, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры, расположенных на территории <данные изъяты> края, в связи с чем судом во внимание не принимаются. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры <адрес>, Администрации города <данные изъяты> о возложении обязанности устранить нарушения требования законодательства в сфере сохранения, использования, охраны памятников истории и культуры удовлетворить. Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес> физическими и юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия. Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы зон охраны памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес>. Обязать Администрацию города <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект режима использования земель и градостроительный регламент в границах зон охраны памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес>. Обязать Министерство культуры <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Правительство <данные изъяты> края представление об утверждении границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения – памятника <данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес>. Обязать Администрацию города <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратить в Министерство культуры <адрес> для оформления охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения – памятника «<данные изъяты>», расположенного в городе <адрес> в городском сквере на пересечении <адрес> и <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Назаровский городской суд. Председательствующий: Третьякова Н.Е.