Дело № 2-299/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 14 октября 2010 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - Горбарчука С.А.
при секретаре - Седых Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохиной М.А. к Паршиковой Т.А. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Самохина М.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 20 января 2006 года она приобрела у А.Н.П. за 8000 рублей жилой дом общей площадью 47,6 кв.м. и земельный участок площадью 3700 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Указывает, что по данной сделке она произвела оплату в полном объеме, после чего жилой дом и земельный участок были переданы в ее владение и пользование, она является фактическим владельцем указанного недвижимого имущества.
Государственная регистрация указанной сделки не была осуществлена, в настоящее время истица не может зарегистрировать право собственности на жилой дом и земельный участок, поскольку продавец А.Н.П. 9 сентября 2006 года умерла.
Самохина М.А. просит признать договор купли-продажи указанных жилого дома и земельного участка состоявшимся и признать за ней право собственности на указанные жилой дом и земельный участок.
В судебном заседании Самохина М.А. исковые требования уточнила, просила суд признать право собственности на указанные жилой дом и земельный участок, обязав Управление Росреестра по Брянской области зарегистрировать переход к ней права собственности на данные объекты недвижимости в отсутствие продавца. Суду пояснила, что жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес> она приобрела у А.Н.П. за 8000 рублей по письменному договору купли-продажи, написанному от имени А.Н.П. ее дочерью Паршиковой Т.А., поскольку сама А.Н.П. была парализована, не могла подниматься с кровати и писать, но при этом находилась в здравом сознании. Денежные средства по данному договору были в полном объеме переданы А.Н.П., о чем истице была выдана расписка. После заключения сделки жилой дом и земельный участок были фактически переданы истице, она сразу стала ими пользоваться, делать в доме ремонт, обрабатывать земельный участок, производить оплату коммунальных услуг. В настоящее время Самохина М.А. с семьей проживает в указанном доме. Истица также пояснила, что сделка купли-продажи указанного недвижимого имущества в государственных органах сразу не была зарегистрирована в связи с отсутствием у нее необходимых денежных средств для изготовления технической документации объекта, а также в связи с состоянием здоровья А.Н.П.. После заключения договора купли-продажи и передачи недвижимого имущества никаких претензий по поводу принадлежности указанных дома и земельного участка никто, в том числе ответчик, не предъявлял.
В судебном заседании ответчик Паршикова Т.А. исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что 20 января 2006 года Самохина М.А. действительно купила у ее матери А.Н.П. жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>. Паршикова Т.А. писала договор купли-продажи дома и земельного участка и расписку в получении денег от имени матери по ее поручению, потому что А.Н.П. была парализована и не могла писать, но при этом находилась в здравом смысле и желала заключения данной сделки. После купли-продажи указанные дом и земельный участок фактически сразу были переданы во владение и пользование Самохиной М.А. Никаких претензий по заключению указанной сделки, а также по поводу принадлежности Самохиной М.А. жилого дома и земельного участка ответчик не имеет. После смерти своей матери Паршикова Т.А. в наследство не вступала.
Начальник Навлинского отдела Управления Росреестра по Брянской области Богатикова Т.А. представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Навлинского отдела Управления Росреестра по Брянской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со справкой ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» № 516 от 21 мая 2010 года, справкой Навлинской поселковой администрации от 3 февраля 2010 года № 131 собственником жилого дома инв. № 234 общей площадью 47,6 кв.м., расположенного в <адрес>, является А.Н.П..
На основании выписки из похозяйственной книги от 22 июля 2010 г., кадастровой выписки от 16 июля 2010 г. право собственности на земельный участок общей площадью 3700 кв.м., расположенный в <адрес>, зарегистрировано за А.Н.П.
Согласно договору купли-продажи от 20 января 2006 года Самохина М.А. приобрела у А.Н.П. за 8000 рублей жилой дом общей площадью 47, 6 кв.м. с сараем и подвалом, а также земельный участок площадью 3700 кв.м., расположенные в <адрес>.
Денежные средства по договору были переданы в полном объеме, что подтверждается распиской Паршиковой Т.А. и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Указанные жилой дом и земельный участок были фактически переданы истице, что также не отрицается ответчиком.
Переход права собственности на указанный объект недвижимости в установленном порядке не регистрировался.
Согласно свидетельству о рождении ИФ № 707763 от 16 августа 1955 г. А.Т.А. является дочерью А.Н.П..
В соответствии со свидетельством о заключении брака I-МР № 650531 от 17 июля 2009 г. А.Т.А. заключила брак с П.И.А., после чего ей присвоена фамилия П.И.А..
На основании свидетельства о смерти I-МР № 724346 А.Н.П. умерла 9 сентября 2006 года.
Пунктами 60, 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права собственности подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В судебном заседании установлено, что продавцом обязанность по передаче покупателю недвижимого имущества исполнена, равно как и покупатель исполнил обязанность по оплате приобретаемого недвижимого имущества по договору купли-продажи. В данном случае единственным препятствием для государственной регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца (смерть А.Н.П.).
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебном заседании установлено, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем на основании ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Самохиной М.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Самохиной М.А. право собственности на жилой дом инв. № 234 общей площадью 47,6 кв.м. и земельный участок площадью 3700 кв.м. (кадастровый номер 32:17:0360301:97), расположенные по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной права собственности Самохиной М.А. на жилой дом инв. № 234 общей площадью 47,6 кв.м. и земельный участок площадью 3700 кв.м. (кадастровый номер 32:17:0360301:97), расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Навлинский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий С.А. Горбарчук