Дело № 2-323-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 10 декабря 2010 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Мазовец В.А.,
при секретаре Исаевой Г.А.,
с участием помощника прокурора Навлинского района Брянской области Зинченко О.В.
представителя ответчика Администрации Навлинского района Баранова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц (работников МУЗ «Навлинская ЦРБ») к Администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке мероприятий по обеспечению мерами социальной поддержки медицинских работников МУЗ «Навлинская ЦРБ»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Навлинского района Брянской области выступающий в интересах неопределенного круга лиц (работников МУЗ «Навлинская ЦРБ») обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке мероприятий по обеспечению мерами социальной поддержки медицинских работников МУЗ «Навлинская ЦРБ», согласно которому было установлено, что в ходе проведения проверки доводов коллективного обращения медицинских работников МУЗ «Навлинская ЦРБ» по вопросу компенсации оплаты коммунальных услуг и электроэнергии было выявлено нарушение администрацией Навлинского района, которая является учредителем муниципального учреждения здравоохранения «Навлинская центральная районная больница», норм закона, выраженное в не предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты коммунальных услуг и электроэнергии медицинским работникам МУЗ «Навлинская ЦРБ». Поскольку ранее ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.1993 года было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, при этом указанная норма утратила силу после внесения изменений в «Основы законодательства российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 года. Данные изменения были внесены ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», в редакции действующей до 01.01.2005 года, установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время ст. 53 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1 полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения переданы органам местного самоуправления. Таким образом, при вступлении в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ поменялся механизм предоставления указанных социальных гарантий. В свою очередь, согласно ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данных Федеральным законом.
В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Нормы указанного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в постановлении от 15.05.2006 года № 5-П и определении от 04.12.2007 года № 965-О-П, положения статьи 153 указанного выше Федерального закона, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм, конкретизируют положения преамбулы. По смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно привести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого социального уровня.
Таким образом, прекращение компенсационных выплат на коммунальные услуги и электроснабжение медицинских и фармацевтических работников муниципального учреждения здравоохранения «Навлинская центральная районная больница» является незаконным, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Навлинского района, выразившееся в не разработке мероприятий по обеспечению мерами социальной поддержки в виде компенсации оплаты коммунальных услуг и электроэнергии медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Навлинская центральная районная больница», а также обязать администрацию Навлинского района устранить в полном объеме допущенные нарушения, разработав мероприятия по обеспечению мерами социальной поддержки в виде компенсации оплаты коммунальных услуг и электроэнергии медицинским работникам муниципального учреждения здравоохранения «Навлинская центральная районная больница» в соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 года в редакции от 29.06.2004 года.
Представитель истца помощник прокурора Навлинского района Брянской области Зинченко О.В. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель МУЗ Навлинская ЦРБ Сысоев В.В. действующий на стороне истца, поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Навлинского района Брянской области Баранов В.А. действующий по доверенности с исковыми требованиями прокурора Навлинского района не согласен, при этом суду пояснил, что в соответствии со ст.2 ФЗ от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Во исполнение ФЗ от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ, от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят закон Брянской области от 10 декабря 2004 года № 92-3 « О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области», в соответствии с которым ст.1 и ст.2 предусматривает специалистам учреждений здравоохранения работающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области, установление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежных выплат. Размер, порядок и условия денежной выплаты устанавливаются нормативным правовым актом Губернатора Брянской области. Замена льгот денежной компенсацией распространяется на специалистов, вышедших на пенсию. Финансирование мер социальной поддержки специалистов учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств областного бюджета. В связи с чем, в целях реализации закона Брянской области от 10 декабря 2004 года № 92-3 администрацией Брянской области было издано постановление от 16 марта 2005 года № 104 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области», в котором определен порядок и условия предоставления денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений здравоохранения работающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области.
В исковом заявлении стр.2 абзац 5 написано, что «В настоящее время ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1 полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения переданы органам местного самоуправления». Ссылка на данный документ неуместна. В действительности в законе прописано, что «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления». В данном случае в текст истцом добавлены слова «полномочия», «переданы», что искажает смысл предложения.
Согласно ст. 20 устава МО «Навлинский район» структуру органов местного самоуправления Навлинского района составляют:
Навлинский районный Совет народных депутатов;
глава Навлинского района;
администрация Навлинского района;
контрольный орган Навлинского района.
Ответчик - администрация Навлинского района в соответствии со ст.37 данного устава, является исполнительно-распорядительным органом Навлинского района, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.
В настоящее время в администрации Навлинского района полномочий по социальной поддержке медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения нет.
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусмотрено внесение изменений в Федеральные законы №184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Изменения в указанные Федеральные законы вносятся в части передачи полномочий субъектам Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи на территории субъекта.
На основании письма от 7.09.2010 года исх. № 09-60/154 финансового управления Брянской области администрация Навлинского района была уведомлена о передаче имущества лечебных учреждений района с 1 января 2011 года в областную собственность, в связи с чем, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Орган местного самоуправления может предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг медицинским работникам при условии, что на это имеются денежные средства. Бюджет Навлинского района является на 70% дотационным.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.
Согласно ст. 63 ч. 6 закона РФ № 122-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что администрация Навлинского района Брянской области должна разработать мероприятия по социальной защите медицинских работников в соответствии с ч.1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года и преамбулой к Федеральному закону от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, поскольку исходя из позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении от 7 февраля 2008 года N 383-О-П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Порядок предоставления льгот по коммунальным услугам медицинским работникам, работающим в сельской местности на территории Брянской области, финансируемым из областного и местного бюджета регламентируется Законом Брянской области «О мерах по социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих в сельских местностях или поселках городского типа на территории Брянской области» №92-З от 10.12.2004 года, которым во исполнение ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ установлены правовые гарантии социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистов учреждений здравоохранения, культуры, образования (за исключением педагогических работников), ветеринарии и социального обслуживания, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Брянской области. В соответствии со ст. 1 и ст. 2 указанного закона определено, что размер и порядок компенсации устанавливается нормативным правовым актом Губернатора Брянской области, осуществляется из средств областного бюджета в пределах ассигнований, определенных законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и имеет целевой характер.
Денежная выплата специалистам здравоохранения установлена Постановлением администрации Брянской области от 16.03.2005 года №104 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области», согласно которому определен порядок и условия предоставления денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений здравоохранения работающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области, при этом денежная выплата указанной категории граждан предоставляется ежегодно в размере 3000 рублей и выплачивается ежеквартально в размере 750 рублей в квартал.
В связи с передачей в государственную собственность муниципальных учреждений здравоохранения согласно распоряжению Администрации Брянской области от 02 декабря 2010 года № 985-р «О передаче муниципальных учреждений здравоохранения из муниципальной собственности в собственность Брянской области» с 01.01.2011 года, администрация Навлинского района не может взять на себя обязательства по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников МУЗ «Навлинская ЦРБ», так как это противоречит ст.1 и ст.2 закона Брянской области от 10.12.2004 года, в связи с чем суд считает в иске прокурора Навлинского района Брянской области отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора Навлинского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц (работников МУЗ «Навлинская ЦРБ») к Администрации Навлинского района Брянской области о понуждении к совершению действий по разработке мероприятий по обеспечению мерами социальной поддержки медицинских работников МУЗ «Навлинская ЦРБ» - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд в 10-ти дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий В.А. Мазовец