Дело № 2-49-2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Навля Брянской области 24 февраля 2011 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Анишиной Е.А.,
при секретаре Богданович Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машуровой А.С. о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками,
УСТАНОВИЛ:
Машурова А.С.обратилась в суд просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из заявления следует, что 29 апреля 1964 года ее мужем ФИО3 была приобретена по договору купли-продажи 1/2 доля жилого дома по <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 790 кв. метров. В последующем жилой дом, 1/2 доля которого была приобретена, был снесен. В 1968 году на указанном земельном участке был возведен новый жилой дом общей площадью 49,0 кв. м., в том числе жилой площадью 33,2 кв. метра, с коридором, площадью 17,6 кв. м. и надворными постройками. По заявлению ФИО3 администрацией п. Навля было принято распоряжение № 90 от 09 июля 1998 года о выдаче документов на ранее выстроенные строения: жилую пристройку, коридор, баню, погреб и три сарая, то есть в распоряжении был указан не весь самовольно возведенный дом, а только часть его. На постройку площадью 33,2 кв. метра разрешения не имеется. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. Она, как единственная наследница, получила свидетельство о праве на наследство по закону после смерти мужа на земельный участок. Получить свидетельство о праве на наследство на жилой дом она не может, так как часть его является самовольно возведенным строением.
В судебном заседании Машурова А.С. уточнила исковые требования, просит признать право собственности на указанный жилой дом, возведенный ими в 1968 году, как за наследницей, в том числе и самовольно возведенные 33, 2 кв. метра, в выдаче документов на которые ей администрацией п. Навля отказано.
Представитель Навлинской поселковой администрации в судебное заседание не явился, как следует из поступившего заявления представителя по доверенности Сторожук А.И. с исковыми требованиями администрация согласна, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Навлинского филиала «Брянскоблтехинвентаризация» Солодухина Е.В. пояснила в судебном заседании, что ошибочно самовольно возведенная часть вновь построенного жилого дома была расценена, как 1/2 доля купленного старого дома, так как своевременно не был составлен акт о сносе старого дома по тому же адресу.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из содержания п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Согласно свидетельства о праве на наследство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Навлинского нотариального округа Брянской области РФ, реестр № 1-159.земельный участок площадью 1146 кв.метра, кадастровый номер № по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Машуровой А.С.
Согласно представленных справки ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от 15 декабря 2010 года № 1250, технического и кадастрового паспорта, за мужем истицы ФИО3 зарегистрирован на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 49, 0 кв. м. Как установлено в судебном заседании спорная часть жилого дома, площадью 33,2 кв. метра является частью возведенного в 1968 году жилого дома, а не 1/2 долей домовладения, приобретенного ФИО3 по договору купли-продажи от 29 апреля 1964 года.
Распоряжением администрации п. Навля Брянской области № 90-р от 09.07.1998 г. по заявлению ФИО3 разрешена выдача документов на ранее выстроенные строения: жилую пристройку, площадью, согласно уточненным данным последней инвентаризации, 15,8 кв. метра, коридор, баню, погреб и три сарая. Разрешительных документов на постройку «Лит А» по поэтажному плану, состоящую из комнат № 2,3,4, общей площадью 33,2 кв. метра, не предъявлено
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в собственности которого находится земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, если ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено в судебном заседании при возведении самовольной постройки градостроительные и строительные нормы соблюдены, основные конструкции пристройки по прочности, устойчивости и теплоизоляции соответствуют архитектурно-планировочным, противопожарным и санитарно-гигиеническим нормам, сохранение постройки прав и интересов других лиц не нарушает, что подтверждается заключением Навлинской поселковой администрации от 06 декабря 2010 года № 1724, из которого следует, что индивидуальное домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, возведено с соблюдением строительных норм. Противопожарный разрыв: между домом № (стены деревянные) и домом № (стены деревянные) - 13,0 м.; между домом № (стены деревянные) и домом № (стены деревянные) - 14,0 м.
Как следует из п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако, такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности на земельный участок, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Учитывая, что в судебном заседании нашло подтверждение, что Машуровой А.С. по наследству на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором осуществлена самовольная постройка (индивидуальное домовладение), она соответствует градостроительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых истица предпринимала меры, она является единственной наследницей к имуществу Машурова А.С., суд приходит к выводу, что имеются достаточные правовые основания для сохранения самовольной постройки и признания за истицей право собственности как за наследницей на все домовладение, в том числе и на самовольно возведенную часть жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Машуровой А.С. право собственности на жилой дом, общей площадью 49,0 кв. метров, в том числе жилой площадью 33,2 кв. метра, с тесовой пристройкой (коридором) площадью 17,6 кв. метров и надворными постройками, расположенными по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП и подлежит регистрации в Управлении Росреестра по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Навлинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий Е.А. Анишина