2-316-2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Навашино 06 октября 2010 года
Судья Навашинского районного суда Нижегородской области ЗАХАРОВА Л.А.,
с участием истца прокурора Навашинского района Нижегородской области ТРУСОВА Д.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Большеокуловский сельский совет МЕДВЕДЕВА А.И.,
представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Нижегородской области ГИРША С.А.,
при секретаре ВОЛКОВОЙ В.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Большеокуловский сельский совет о признании незаконным бездействия администрации Большеокуловского сельского совета, выразившегося в непринятии мер к обязательному исполнению требований пожарной безопасности на территории поселения; устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением (с учетом, уточнений, принятых судом), которым просит признать незаконным бездействия администрации Большеокуловского сельского совета, выразившегося в непринятии мер к обязательному исполнению требований пожарной безопасности на территории поселения; обязать администрацию Большеокуловского сельского совета Навашинского района устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности- привести в соответствие с требованиями п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", п.9.4 «Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 водоёмы, расположенные на территории населённых пунктов поселения и в пределах 200 метров от них:
- в с. Большое Окулово - река Велетьма; д. Малое Окулово- р. Велетьма, озеро; д.Ярцево - озеро Кривое (оборудовать пирсы (или твёрдые площадки) размером 12* 12 м. для подъезда пожарной техники, углубить и почистить указанные водоёмы в объёме, позволяющем осуществлять забор воды в любое время года; оборудовать беспрепятственные подъезды с твёрдым покрытием к водоёмам; установить около водоёмов и на путях к ним указатели со светоотражающим покрытием (объёмные светильники) с указанием расстояния до водоёма);
- в д. Горины, д. Бельтеевка, д. Безверниково обустроить пожарные водоёмы - пруды, оснащённые пирсами (или твёрдыми площадки) размером 12*12 м. для подъезда пожарной техники, глубиной в объёме, позволяющем осуществлять забор воды в любое время года, оборудовать беспрепятственные подъезды с твёрдым покрытием к обустроенным водоёмам, установить около водоёмов и на путях к ним указатели со светоотражающим покрытием (объёмные светильники) с указанием расстояния до водоёма (пруда).
В обоснование заявленных исковых требований прокурор, сославшись в качестве правового обоснования своих требований на положения ст. ст. 4, 15 Конституции РФ, ст. 45 ГПК РФ, в заявлении указал на следующее.
По заданию прокуратуры Нижегородской области прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, в ходе которой установлено следующее:
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является вопросом местного значения поселения.
Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона относятся:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях:
-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем:
-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделении Государственной противопожарной службы о пожаре:
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п.94 ППБ 01-03, п.9.4 «Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009» утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Согласно п. 3 Свода правил, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
П.8.6 Свода правил предусмотрено, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны 'быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Проверкой установлено, что на территории поселения Большеокуловский сельсовет имеются следующие водоёмы: с. Большое Окулово - река Велетьма; д. Малое Окулово р. Велетьма, озеро; д. Ярцево - озеро Кривое; с. Сонино - пруд Колхозный; д. Горицы - р. Тёша; д. Бельтеевка - река Тёша; д. Князево - пруд; д. Безверниково - пруд.
Все указанные водоёмы не соответствуют требованиям правил пожарной безопасности, а именно: к водоёмам отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Водоёмы не очищены и не углублены, что затрудняет забор воды пожарной техникой.
У водоёмов, а также на подъездных путях к ним отсутствуют соответствующие указатели, содержащие сведения о месторасположении водоисточника и расстояния до него.
В соответствии с п.94 ППБ 01-03 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах на органы местного самоуправления.
Ненадлежащее состояние противопожарных водоёмов, а также отсутствие информационных стендов, позволяющих в кратчайшие сроки установить местонахождение водозабора противопожарным службам, негативно отражается на состоянии защиты поселения от пожара.
Таким образом, бездействием администрации Большеокуловского сельсовета нарушается право неопределенного круга лиц на пожарную безопасность.
В соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.
В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании истец прокурор Навашинского района Трусов Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме и просил суд установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01 июля 2011 года.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Большеокуловского сельского совета Медведев А.И. исковые требования прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц признал полностью и просил суд установить срок для совершения указанных в иске действий 3 года, о чем указал в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела.
Представитель Главного управления МЧС России по Нижегородской области Гирш С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц согласился, считает их подлежащими удовлетворению с предоставлением срока для совершения указанных в иске действий до 01.07.2011 года.
Заслушав пояснения участвующих лиц, проверив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Большеокуловский сельский совет обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 4-П от 14.02.2002 г., прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
По заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, прокурор Навашинского района, обращаясь в суд с настоящим иском, действует в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
В соответствии со соглашение сторон" target="blank" data-id="12773">ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку ответчик полностью признал исковые требования прокурора Навашинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд принимает данное признание ответчиком иска и считает необходимым, на основании ст. 173 ч.3, 198 ч.4 ГПК РФ, удовлетворить исковые требования истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
Выявленные нарушения ответчиком требований пожарной безопасности, изложенные в исковом заявлении прокурора, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения причинения вреда их имуществу суд считает необходимым установить срок для совершения ответчиком действий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности до 01 июля 2011 года. По мнению суда именно такой срок является разумным и справедливым, в том числе, направленный для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 198 ч.4 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействия администрации Большеокуловского сельского совета, выразившегося в непринятии мер к обязательному исполнению требований пожарной безопасности на территории поселения.
Обязать администрацию Большеокуловского сельского совета Навашинского района устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности - привести в соответствие с требованиями п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", п.9.4 «Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 водоёмы, расположенные на территории населённых пунктов поселения и в пределах 200 метров от них:
в с. Большое Окулово - река Велетьма; д. Малое Окулово- р. Велетьма, озеро; д.Ярцево - озеро Кривое (оборудовать пирсы (или твёрдые площадки) размером 12* 12 м. для подъезда пожарной техники, углубить и почистить указанные водоёмы в объёме, позволяющем осуществлять забор воды в любое время года; оборудовать беспрепятственные подъезды с твёрдым покрытием к водоёмам; установить около водоёмов и на путях к ним указатели со светоотражающим покрытием (объёмные светильники) с указанием расстояния до водоёма);
в д. Горины, д. Бельтеевка, д. Безверниково обустроить пожарные водоёмы - пруды, оснащённые пирсами (или твёрдыми площадки) размером 12*12 м. для подъезда пожарной техники, глубиной в объёме, позволяющем осуществлять забор воды в любое время года, оборудовать беспрепятственные подъезды с твёрдым покрытием к обустроенным водоёмам, установить около водоёмов и на путях к ним указатели со светоотражающим покрытием (объёмные светильники) с указанием расстояния до водоёма (пруда).
Установить администрации Большеокуловского сельского совета срок для совершения указанных действий до 01 июля 2011 года.
Предупредить администрацию Большеокуловского сельского совета о возможности применения в отношении руководителя администрации Большеокуловского сельского совета мер, предусмотренных федеральным законом, в случае неисполнения решения без уважительных причин.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок.
Судья Л.А. ЗАХАРОВА