Решение по гражданскому делу по иску о признании незаконными действий главы администрации города Навашино в части издания распоряжения о назначении на должность



ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

                 дело № 2-101/2011

г. Навашино                     23 мая 2011 года

Нижегородская область

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи

Леваневской Е.А.,

при участии прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания Торгашовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Навашино, третье лицо - Виноградова Е,И., о признании незаконными действий главы администрации города Навашино в части издания распоряжения о назначении на должность, о признании недействительным распоряжения, об обязании расторгнуть трудовой договор,

при участии:

представителя ответчика по доверенности от 11.01.2011 года Кочеткова А.В., Виноградовой Е.И.,

У С Т А Н О В И Л:

в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением, которым просит признать незаконными действия главы администрации города Навашино Навашинского района в части издания распоряжения главы администрации г. Навашино №77лс от 27.07.2010 г. и принятия на должность <данные изъяты> администрации г. Навашино Виноградовой Е.И., заключения с ней трудового договора; признать недействительным со дня принятия распоряжение главы администрации г. Навашино №77 лс от 27.07.2010 г.; обязать главу администрации г. Навашино расторгнуть трудовой договор с Виноградовой Е.И.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор в заявлении и в судебном заседании указал то, что Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в администрации города Навашино Навашинского района, в ходе которой установлено, что при назначении Виноградовой Е.И. на должность <данные изъяты> администрации города Навашино Навашинского района допущены нарушения норм закона, выразившиеся в том, что Виноградова     Е.И.     назначена     на     должность     без соблюдения квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности. Распоряжением главы администрации г. Навашино № 77 лс от 27.07.2011г. на ведущую должность муниципальной службы - <данные изъяты> администрации города Навашино назначена Виноградова Е.И., 27.07.2010г. с нею заключен трудовой договор. Однако, необходимого стажа работы по специальности и стажа муниципальной службы Виноградова Е.И. не имеет. Согласно диплому <данные изъяты> Виноградовой Е.И. присуждена квалификация <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>». После получения данной специальности Виноградова Е.И. по специальности не работала и стажа не имеет. На момент назначения на должность <данные изъяты> не имела и стажа муниципальной службы. Указанные обстоятельства препятствуют продолжению муниципальной службы Виноградовой Е.И. в должности <данные изъяты> администрации города Навашино, нарушают права граждан на равный доступ к муниципальной службе и противоречат принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, считает таковые подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что должность <данные изъяты> является назначаемой должностью, и относится к ведущим должностям. Когда Виноградова Е.И. принималась на работу, стажа государственной или муниципальной службы у неё не было, однако она 5 лет работала <данные изъяты> поэтому была принята на работу. Оснований для расторжения трудового договора с Виноградовой Е.И. не имеется.

Виноградова Е.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что распоряжение о назначении её на занимаемую должность является законным, и не может быть признано недействительным, поскольку необходимый стаж работы и образование у неё имеется.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 42 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В ст. 9 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом ч. 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 5 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 г. № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии с подп.3 п. 6 ст. 8 Закона Нижегородской области квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности для замещения муниципальными служащими соответствующих должностей муниципальной службы устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы: ведущие должности муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

В соответствии со ст. 2 Положения «О Муниципальной службе в Навашинском муниципальном районе Нижегородской области», утвержденным решением Земского собрания Навашинского района от 30.04.2009 г. № 437, должность муниципальной службы в Навашинском районе - должность в органе местного самоуправления Навашинского района, аппарате избирательной комиссии Навашинского района, которая образуется в соответствии с Уставом Навашинского района, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления Навашинского района, избирательной комиссии Навашинского района или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утверждаемым решением Земского собрания Навашинского района.

В соответствии со ст. 4 Положения «О Муниципальной службе в Навашинском муниципальном районе Нижегородской области» для замещения должностей муниципальной службы в Навашинском районе квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы.

В число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы групп: «Высшие должности муниципальной службы», «Главные должности муниципальной службы», «Ведущие должности муниципальной службы», «Старшие должности муниципальной службы» - входит наличие высшего профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности для замещения муниципальными служащими соответствующих должностей муниципальной службы устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы: ведущие должности муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Согласно реестру должностей муниципальной службы в Нижегородской области, должность заместитель начальника отдела относится к ведущим должностям муниципальной службы.

Аналогичные положения содержатся и Реестре должностей муниципальной службы в г. Навашино Навашинского муниципального района (приложение к постановлению городской Думы г. Навашино от 31.10.2007 г. № 92).

Таким образом, законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении.

Судом установлено, что Виноградова Е.И. распоряжением главы администрации Навашинского муниципального района Нижегородской области от 27 июля 2007 г. №77лс назначена на должность <данные изъяты> администрации г. Навашино и 27.07.2010 года с ней был заключен трудовой договор (контракт).

Из материалов дела следует, что Виноградова Е.И. в <данные изъяты>.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Однако, указанный стаж работы не может быть учтен как стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, поскольку приведенными выше требованиями законов прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение ведущей должности муниципальной службы, к которой относится и должность <данные изъяты> администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

То есть, фактически Виноградова Е.И. могла бы быть прията на занимаемую должность в случае, если она с момента окончания высшего учебного заведения отработала бы по присвоенной ей по диплому специальности - экономика и управление на предприятии, не менее 4 лет.

Согласно абз.2 ч.4 ст.27 Закона РФ «Об образовании» указанные в документах оначальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном: образовании квалификациии в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 требования к наличию высшего экономического образования предъявляются к лицам, занимающим должности: директора, финансового директора, главного бухгалтера, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, экономист.

Из объяснений Виноградовой Е.И. следует, <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из приведенного следует, что по прежнему месту работы к Виноградовой Е.И. предъявлялись требования к уровню образования, соответственно, Виноградова Е.И. по специальности не работала, стажа по специальности не имеет, и на момент назначения на должность <данные изъяты> не имела и стажа муниципальной службы.

Вместе с тем, не может быть учтен как стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы и стаж работы в должности <данные изъяты> в ОАО «<данные изъяты> в период времени с ../../....г. по ../../....г., так как на момент выполнения данный работы она высшего образования не имела.

При изложенном, суд приходит к выводу о том, что Виноградова Е.И.     назначена на должность без соблюдения квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, в связи с чем такое назначение не соответствует действующему законодательству и противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство предусматривает различные уровни подготовки специалистов, в том числе, путем получения среднего профессионального образования, в связи с чем стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан и до получения высшего образования, является не несостоятельным, противоречащим нормам действующего законодательства, в частности ч. 6 ст. 8 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области», в которой законодатель и по содержанию, и по форме связывает понятие «стаж работы по специальности», необходимый для занятия должности муниципальной службы, с наличием высшего профессионального образования, поэтому стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

Общие основания прекращения трудового договора установлены положениями ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Вопрос о применении основания для прекращения трудового договора с Виноградовой Е.И. является прерогативой сторон трудового договора.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.

Признать незаконными действия главы администрации города Навашино Навашинского района в части издания распоряжения главы администрации города Навашино Навашинского района №77 лс от 27.07.2010 года о принятии на должность <данные изъяты> администрации города Навашино Виноградовой Е.И. и по заключению с ней трудового договора.

Признать недействительным со дня принятия распоряжение главы администрации города Навашино Навашинского района №77 лс от 27.07.2010 года.

Обязать главу администрации города Навашино Навашинского района расторгнуть трудовой договор с Виноградовой Е.И.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок.

Судья      Леваневская Е.А.