. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-167/2011 г. Навашино 27 июня 2011 года Нижегородская область Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Леваневской Е.А., при ведении протокола судебного заседания Торгашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Навашинского района об обязании принять обеспеченную финансированием программу профилактики противодействия экстремизму и терроризму на территории Навашинского района, установив срок для ее принятия, при участии: заместителя прокурора Зрилиной Т.В., представителя ответчика по доверенности от 02.112010 г. Чернова А.В., У С Т А Н О В И Л: в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, которым просит обязать Администрацию Навашинского района Нижегородской области принять обеспеченную финансированием программу противодействия экстремизму и терроризму на территории Навашинского района, установив срок для совершения указанных действий. В обоснование заявленных исковых требований прокурор в заявлении и в судебном заседании, сославшись на положения ст. ст. 2, 3, 4, 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», п. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», ст. ст. 14, 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указал на следующее. Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму в деятельности администрации Навашинского района. В ходе проведено проверки было установлено, что администрацией Навашинского района комплексный подход к решению проблемы противодействия экстремистской деятельности и терроризму не обеспечивается, поскольку до настоящего времени ответчиком не принята обеспеченная финансированием программа по профилактике экстремизма и терроризма. Профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, в отсутствие обеспеченной финансированием программы по профилактике терроризма и экстремизма невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлениям терроризма, повышение качества информационно-пропагандистской работы с населением в сфере противодействия терроризму и экстремизму, постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, считает таковые подлежащими удовлетворению. Представитель администрации Навашинского района с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, указав в возражениях на исковое заявление и в судебном заседании на следующее. Понятие «участие» в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма, по смыслу ст. 15 ФЗ Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» подразумевает такие профилактические мероприятия как воспитательные, пропагандистские и т.д. то есть лекции, беседы, разъяснительная работа. В целях исполнения указанного полномочия администрацией Навашинского района составлен план мероприятий по противодействию экстремизма и терроризма, создана антитеррористическая комиссия, создана пропагандистская группа по профилактике терроризма и экстремизма на территории Навашинского района. Профилактические мероприятия по противодействию экстремизма и терроризма заложены в программы: профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Навашинского района, о безопасности дорожного движения, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи Навашинского района и др. Указанные мероприятия не требуют финансовых затрат. Кроме того, понятие «участие», с точки зрения Совета муниципальных образований Нижегородской области, не определяет ни мер и полномочий, ни необходимого финансирования. Полномочия по организации и осуществлению мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, в соответствии со ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», являются государственными полномочиями. Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта по решению вопросов, указанных в п.2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Понятие участие, это содействие, оказание помощи в профилактике, которая возложена на органы государственной власти и которые обязаны финансировать данные мероприятия. Несмотря на наличие закрепленных законом государственных полномочий по профилактике терроризма и экстремизма с обязательным финансированием из бюджета субъекта, до настоящего времени не принята областная программа по предупреждению терроризма и экстремизма, т.е. профилактике. Часть 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» содержит нормы, регулирующие процесс координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Здесь, прежде всего, имеются в виду межведомственные антитеррористические комиссии и комитеты, создаваемые на различных уровнях власти в РФ. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно ст.1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность - это насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности. Из смысла данного закона следует, что указанный Федеральный закон направлен на защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, проживающих на территории Российской Федерации, права и интересы которых гарантируются ст.18 и 19 Конституции РФ. Исходя из этого, заявление прокурора направлено в защиту их интересов и обоснованно направлено в суд в соответствии со ст.45 ГПК РФ. Согласно п.п. «б» п.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу требований Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за точным и единообразным применением и исполнением требований Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации органами местного самоуправления. Из материалов дела следует, что в порядке исполнения требований законодательства прокуратурой Навашинского района была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму в деятельности администрации Навашинского района. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на территории Навашинского района не принята обеспеченная финансированием программа по профилактике экстремизма и терроризма. В соответствии ст.4 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. Согласно ст. 5 данного Федерального Закона органы местного самоуправления должны в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Аналогичные положения содержатся в пп. 2 п. 1.9 ст. 32 Устава Навашинского муниципального района Нижегородской области (принятого постановлением Земского собрания Навашинского района от 16.06.2005 N 406) (ред. от 23.12.2009), согласно которому к полномочиям администрации района в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района. Бездействие органа местного самоуправления - администрации Навашинского района, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием программы по профилактике экстремизма и терроризма, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку экстремистская деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а также нарушает права и интересы граждан, поскольку бездействие органа местного самоуправления создает опасность нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Конституции РФ, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, судом установлено, что со стороны администрации имело место бездействие в части непринятия мер, направленных на исполнение требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что профилактические мероприятия по противодействию экстремизма и терроризма заложены в программы по профилактике преступлений и иных правонарушений на территории Навашинского района, о безопасности дорожного движения, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи Навашинского района, считая таковые несостоятельными, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия экстремизму являются создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и другие аспекты. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. При этом, суд полагает, что срок - до 20 марта 2012 года, в который ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Навашинского района Нижегородской области удовлетворить. Обязать администрацию Навашинского района Нижегородской области принять обеспеченную финансированием программу противодействия экстремизму и терроризму на территории Навашинского района. Установить администрации Навашинского района срок для принятия обеспеченной финансированием программы противодействия экстремизму и терроризму на территории Навашинского района, до 20 марта 2012 года. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок. Судья Леваневская Е.А. . . . . .