Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района к администрации Поздняковского сельского совета об обязании принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-153-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино                     16 июня 2011 года

Нижегородская область

Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи

Савельевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания Соколовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Поздняковского сельского совета Навашинского района, третьи лица - ОГПН по Навашинскому району, об обязании принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

при участии:

помощника прокурора Навашинского района Добротиной А.М.,

главы администрации Поздняковского сельского совета Вилкова В.М.,

представителя ОГПН Навашинского района Храмова С.А.,

У С Т А Н О В И Л:

в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с исковым заявлением, которым указывает:

прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено следующее.

Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 3 ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Статьей 19 ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статьёй 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены первичные меры пожарной безопасности:

  1. реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
  2. разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.

На территории поселения Поздняковский сельсовет выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности капитального характера:

1. В населённых пунктах администрации д.Родиониха, д.Корниловка, д. Судострой, д.Чудь, д.Ефремово, д.Кондраково в местах примыкания к полям и лесному массиву не произведено устройство защитной полосы, путём удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров.

2. На территориях поселений д.Родиониха, д.Корниловка, д.Судострой, д.Мартюшиха отсутствую средства звуковой сигнализации оповещения людей о пожаре.

3. Населенные пункты д.Родиониха, д.Корниловка, д.Судострой, д.Мартюшиха, д.Чудь, д.Трудовик, с.Дедово, д.Анцифрово, д.Красный октябрь, д.Кондраково не обеспечены дорогами с твёрдым покрытием для проезда пожарной техники (внутри населенного пункта и до него).

4. Для населённых пунктов администрации с количеством усадеб не более 300, не приобретены переносные пожарные мотопомпы, а для населённых пунктов администрации с количеством усадеб от 300 до 1000, не приобретены прицепные пожарные мотопомпы.

5. Не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники внутри всех населенных пунктов администрации из-за отсутствия дорог с твердым покрытием.

6. Населенные пункты администрации д.Корниловка, д. Трудовик, д.Малышево не обеспечены телефонной связью для вызова подразделений пожарной охраны в случае пожара (неисправные таксофоны).

В условиях пожароопасного периода невыполнение администрацией поселения своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования может повлечь как человеческие жертвы, так и материальные потери.»

В интересах неопределенного круга лиц, т.к. состояние пожарной безопасности муниципального образования непосредственно влияет на защиту здоровья и жизни людей, а также материальных ценностей граждан и организаций, прокурор просит, учетом уточненных исковых требований:

Обязать администрацию Поздняковского сельского совета принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Поздняковский сельский совет, выполнив следующие мероприятия:

1. Обеспечить нормативное противопожарное расстояние от границы застройки с.Ефаново до лесного массива.

2. Для населенных пунктов администрации с количеством усадеб не более 300 приобрести переносные пожарные мотопомпы, а для населенных пунктов администрации с количеством усадеб от 300 до 1000, приобрести прицепные пожарные мотопомпы.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании прокурор Добротина А.М. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, предлагает установить срок для выполнения требований по приобретению мотопомп в 1 год, по обеспечению нормативного противопожарного расстояния 2 месяца.

В судебном заседании представитель ответчика глава Поздняковского сельского совета Вилков В.М. исковые требования прокурора признал, факт выявленных нарушений не отрицает, пояснил, что приобретение мотопом требует значительных материальных затрат, которым сельская администрация в настоящее время, не располагает, в настоящее время в наличии 3 мотопомпы, они приобрели еще 3 мотопомы, всего на территории администрации 19 населенных пунктов, в некоторых из которых число жителей менее 10 человек, и приобретенные мотопомпы не за кем будет закрепить.

Так же признает требования о обеспечить нормативное противопожарное расстояние от границы застройки с.Ефаново до лесного массива. однако данное мероприятие возможно выполнить только после проведения лесхозом аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений вокруг данных населенных пунктов, поскольку для обеспечения нормативного противопожарного расстояния, необходимо произвести вырубку деревьев, расположенных на землях лесного фонда.

Со сроками, предложенными истцом для устранения нарушений, согласен.

Представитель третьего лица ОГПН по Навашинскому району главный государственный инспектор Навашинского района по пожарному надзору Храмов С.А., исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 4-П от 14.02.2002 г., прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, прокурор Навашинского района, обращаясь в суд с настоящим иском, действует в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (преамбула Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 3 названного Закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Статьей 19 указанного Закона, установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены первичные меры пожарной безопасности:

реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее - правила) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 1, п. 2, п. 4 Правил требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.31 Правил пожарной безопасности в Российской федерации, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п.112 вышепоименованных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Как следует из материалов дела, 04 апреля 2011 г. государственным инспектором ОГПН Навашинского района была проведена проверка деятельности администрации Поздняковского сельсовета Навашинского района Нижегородской области.

В ходе проверки административным органом установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно:

1. В населенном пункте администрации с.Ефаново в местах примыкания к полям и лесному массиву, произвести устройство защитной полосы, путем удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров.

2. Для населенных пунктов администрации с количеством усадеб не более 300 приобрести переносные пожарные мотопомпы, а для населенных пунктов администрации с количеством усадеб от 300 до 1000, приобрести прицепные пожарные мотопомпы.

По факту выявленных нарушений и на основании акта проверки № 16 от 4 апреля 2011г. государственным инспектором ОГПН Навашинского района должностному лицу главе администрации Поздняковского сельсовета Навашинского района Нижегородской области Вилкову В.М. выдано предписание по устранению требований пожарной безопасности, последний привлечен к административной ответственности по ст. 2.10 ч.1,20.4 ч.1, КоАП РФ.

Часть мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности ответчиком выполнены, однако требования п.31 Правил пожарной безопасности, п.112 Правил не выполнены до настоящего времени.

Ответчик является ответственным за соблюдение норм и требований правил пожарной безопасности на территории сельского поселения.

При указанном, суд пришел к выводу о незаконности бездействий ответчика, выразившихся в неустранении нарушений требований пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд считает требования прокурора об обязании ответчика устранить допущенные нарушения, подлежащими удовлетворению, установив срок для выполнения мероприятий по приобретению пожарных мотопом в 1 год, то есть до 16 июня 2012 года, по обеспечению нормативного противопожарного расстояния от границы застройки с.Ефаново до лесного массива.- 2два месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, считая таковой разумным.

Действующее законодательство определяет рамки поведения лица в области пожарной безопасности, обязанного соблюдать требования и нормы пожарной безопасности при эксплуатации объектов, независимо от наличия или отсутствия у такового финансовых средств.

Факт отсутствия денежных средств для проведения мероприятий в области пожарной безопасности, равно как малое количество жителей в ряде населенных пунктах как невозможность закрепления за кем либо из жителей приобретенных пожарных мотопомп, не определяются основаниями для освобождения от исполнения требований пожарной безопасности.

Таким образом, довод ответчика об отсутствии у него достаточных денежных средств и надлежащего финансирования, подлежит отклонению.

В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Поздняковского сельского совета Навашинского района Нижегородской области принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования Поздняковский сельский совет, выполнив следующие мероприятия:

- для населенных пунктов администрации с количеством усадеб не более 300 приобрести переносные пожарные мотопомпы, а для населенных пунктов администрации с количеством усадеб от 300 до 1000, приобрести прицепные пожарные мотопомпы;

- обеспечить нормативное противопожарное расстояние от границы застройки с.Ефаново до лесного массива.

Установить администрации Поздняковского сельского совета Навашинского района Нижегородской области срок для устранения нарушений пожарной безопасности:

- в части обеспечения нормативного противопожарного расстояния от границы застройки с.Ефаново до лесного массива.-2 (два) месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу,

- в части приобретения для населенных пунктов администрации с количеством усадеб не более 300 переносных пожарных мотопомп, а для населенных пунктов администрации с количеством усадеб от 300 до 1000, прицепных пожарных мотопомп в 1 (один) год, до 16 июня 2012 года.

Обязать администрацию Поздняковского сельского совета Навашинского района Нижегородской области сообщить в суд, прокурору Навашинского района, ОГПН Навашинского района об исполнении настоящего решения по устранению допущенных нарушений пожарной безопасности, не позднее чем в течение десяти дней со дня исполнения настоящего решения.

Взыскать с администрации Поздняковского сельского совета Навашинского района Нижегородской области в федеральный бюджет расходы в виде государственной пошлины в размере 200,0 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок.

Судья      Л.А.Савельева