Дело № 2-155-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Навашино 04 июля 2011 года Нижегородская область Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Савельевой Л.А., при ведении протокола судебного заседания Соколовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Навашино, третьи лица - ОГПН по Навашинскому району, департамент лесного хозяйства Нижегородской области об обязании принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, при участии: заместителя прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В., представителя администрации г.Навашино Кочеткова А.В., представителя ОГПН Навашинского района Храмова С.А., представителя департамента лесного хозяйства Нижегородской области Углова К.А., У С Т А Н О В И Л: Истец, прокурор Навашинского района Нижегородской области обратился в Навашинский районный суд с настоящим исковым заявлением, которым указывает следующее: Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено следующее. Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; В соответствии со ст. 3 ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Статьей 19 ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Статьёй 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены первичные меры пожарной безопасности: реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселений. На территории городского поселения г. Навашино выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности капитального характера: 1. В населённом пункте на ул. Южная, ул. Кирсанова, ул. Овражная, ул. Цветочная в местах примыкания к полям и лесному массиву не произведено устройство защитной полосы, путём удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров. 2. На территориях улиц, имеющих одно - двух этажную, индивидуальную жилую застройку отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре. 3. Улицы города 1-е Мая, Воровского, Коммунистическая, Комсомольская, Власть Советов, Лермонтова, Маяковского, улицы микрорайона «Холудёнки», улицы южной части города (кроме ул. Советская, ул. Овражная, пос. Силикатный) не обеспечены дорогами с твёрдым покрытием для проезда пожарной техники. В условиях пожароопасного периода невыполнение администрацией поселения своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования может повлечь как человеческие жертвы, так и материальные потери. И с учетом уточненных исковых требований прокурор просит суд обязать ответчика:администрацию г. Навашино принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования город Навашино выполнив следующее мероприятие: Обеспечить нормативное противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива в местах примыкания улиц Южная, Кирсанова, Овражная, цветочная, садоводческое общество №6 «Росинка». В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. В судебном заседании, истец, заместитель прокурора Навашинского района Зрилина Т.В. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просит определить ответчику сроки исполнения решения суда до 1 сентября 2011года. Представитель ответчика администрации города Навашино Кочетков С.В. исковые требования не признал и пояснил, что выполнение требований прокурора, изложенных в исковом заявлении администрацией города Навашино является невозможным, поскольку в данном случае, необходимо произвести вырубку лесных насаждений расположенных на землях, относящихся к государственному лесному фонду. Вырубка лесонасаждений, относящихся к лесному фонду, возможна только при заключении договоров на производство такой вырубки, заключение таковых договоров не входит в компетенцию администрации города Навашино, данные договоры заключает департамент лесного хозяйства Нижегородской области по результатам проведенного конкурса. Администрация города Навашино, в данном случае не является ни стороной в договоре, ни инициатором проведения конкурса, таковым является департамент лесного хозяйства. Администрация города Навашино обращалась в департамент лесного хозяйства с просьбой провести такой конкурс, конкурс был проведен, но заявок на участие в нем, не было. Считает, что решение суда в случае удовлетворения исковых требований, будет заведомо неисполнимым для администрации города Навашино при отсутствии конкурса по вырубке лесных насаждений, находящихся на землях лесофонда и граничащих с территорией города Навашино Кроме того полагает, что сроки исполнения решения суда, предлагаемые прокурором, не являются разумными, так как на проведение конкурса, необходимо значительное время: необходимо время на его проведение и заключение непосредственно договоров, время на исполнение мероприятий по вырубке леса. Представитель третьего лица ОГПН Навашинского района Храмов С.А., исковые требования прокурора подержал. Просит иск удовлетворить. Представитель третьего лица департамента лесного хозяйства Нижегородской области Углов К.А. пояснил, что администрация города Навашино обращалась в департамент лесного хозяйства в апреле 2011г. с просьбой провести аукцион по вырубке леса, относящегося к лесному фонду, находящегося непосредственно вблизи улиц Южная, Кирсановой, Овражная, Цветочная и садоводческое товарищество № 6 «Росинка». На 6 июня 2011г.был назначен аукцион, были выставлены 9 лотов, в том числе и 110,101 кварталы лесничества, т.е. участки лесофонда, граничащие с улицами Южная, Кирсановой, Овражная г.Навашино. Заявок на данные лоты не было, аукцион не состоялся. После этого администрация города Навашино повторно обратилась с аналогичной просьбой, о проведении аукциона, одновременно было сказано, что есть желающие на вырубку данного леса, однако таковые в департамент лесного хозяйства не обращались. Департамент лесного хозяйства может организовать повторный конкурс, аукцион, но при этом должны быть желающие на участие в нем. Улицы Цветочная, сад № 6 «Росинка» не граничат с землями лесного фонда, поэтому на проведение аукциона департаментом лесного хозяйства области по вырубке лесных насаждений по данной улице и саду № 6 «Росинка» не требуется. Выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 4-П от 14.02.2002 г., прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, прокурор Навашинского района, обращаясь в суд с настоящим иском, действует в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (преамбула Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О пожарной безопасности" определено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 названного Закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Статьей 19 указанного Закона, установлены полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены первичные меры пожарной безопасности: реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 (далее - правила) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п. 1, п. 2, п. 4 Правил требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.112 Правил пожарной безопасности в Российской федерации для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Как следует из материалов дела, 11 апреля 2011 г. государственным инспектором ОГПН Навашинского района была проведена проверка деятельности администрации города Навашино Нижегородской области. В ходе проверки административным органом установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, в том числе : п.13 не обеспечено нормативное противопожарное расстояние от границы застройки до лесного массива в местах примыкания улиц Южная, Кирсановой, Овражная, Цветочная, садоводческое товарищество № 6 «Росинка». По факту выявленных нарушений и на основании акта проверки № 18 от 11 апреля 2011г. государственным инспектором ОГПН Навашинского района должностному лицу главе администрации города Навашино выданы предписание по устранению требований пожарной безопасности № 18\1\10. Постановлением № 53 от 12 апреля 2011г. администрация города Навашино привлечена к административной ответственности по ст. 2.10 ч.1 20.4 ч.1 КоАП РФ. Часть мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности ответчиком выполнены, однако требования, п.112 Правил не выполнены до настоящего времени, нарушения, указанные в п.13 акта проверки от 11 апреля 2011г. не устранены. Ответчик является ответственным за соблюдение норм и требований правил пожарной безопасности на территории сельского поселения. При указанном, суд пришел к выводу о незаконности бездействий ответчика, выразившихся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности. На основании изложенного, суд считает требования прокурора об обязании ответчика устранить допущенные нарушения, подлежащими удовлетворению, установив срок для выполнения мероприятий по производству устройства защитной полосы, путем удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров в населенном пункте г.Навашино в местах примыкания улиц Южная, Кирсанова, Овражная, Ццветочная, садоводческое общество №6 «Росинка»., до 1 сентября 2011года. Определяя данный срок суд находит его достаточным и разумным. Действующее законодательство определяет рамки поведения лица в области пожарной безопасности, обязанного соблюдать требования и нормы пожарной безопасности при эксплуатации объектов, независимо от наличия или отсутствия у такового финансовых средств, а так же действий(бездействий) иных учреждений, организаций. Суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о невозможности исполнения правил пожарной безопасности, при выполнении мероприятий по производству устройства защитной полосы, путем удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров в населенном пункте г.Навашино в местах примыкания улиц Южная, Кирсанова, Овражная, по причине отсутствия аукциона, договоров на вырубку лесных насаждений, заключаемых департаментом лесного хозяйства, поскольку данные доводы представителя ответчика не основаны на законе. Суд так же находит не обоснованными доводы представителя ответчика о невозможности исполнения правил пожарной безопасности, при выполнения мероприятий по производству устройства защитной полосы, путем удаления сухой растительности и опашки полосой шириной не менее 3-х метров в населенном пункте г.Навашино в местах примыкания улиц Цветочная, садоводческое общество №6 «Росинка», в срок до1 сентября 2011г., по причине длительности процедуры заключения контрактов по выполнению указанных работ, поскольку данные доводы так же не основаны на законе. При этом суд отмечает, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде ответчик достоверно не располагает объективными данными о том, какие именно улицы города Навашино граничат с землями лесного фонда, ( т.е. улицами, где требуется проведение аукциона департаментом лесного хозяйства), а которые не требуют такового. В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить. Обязать администрацию города Навашино Нижегородской области принять меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории муниципального образования город Навашино, выполнив следующие мероприятия: - обеспечить нормативное противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта г.Навашино до лесного массива в местах примыкания улиц Южная, Кирсанова, Овражная, Цветочная, садоводческое товарищество № 6 «Росинка». Установить администрации города Навашино Нижегородской области срок до 01 сентября 2011 года для устранения вышеуказанных нарушений пожарной безопасности. Обязать администрацию города Навашино Нижегородской области сообщить в суд, прокурору Навашинского района, ОГПН Навашинского района об исполнении настоящего решения по устранению допущенных нарушений пожарной безопасности, не позднее чем в течение десяти дней со дня исполнения настоящего решения. Взыскать с администрации города Навашино Нижегородской области в федеральный бюджет расходы в виде государственной пошлины в размере 200,0 рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в 10-дневный срок со дня изготовления в окончательной форме. Судья Л.А.Савельева