Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района в о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания



2-146/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.Навашино                                                                 08 июля 2011 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Груздева А.М., представителя ответчика Администрации г. Навашино Кочеткова А.В., действующего по доверенности, при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района в интересах Антонова М.П. к Администрации г.Навашино о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском (с учетом уточнений и дополнений) к Администрации г.Навашино в интересах Антонова М.П. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещения жилого дома, расположенного по адресу: *******, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания, о признании Антонова М.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, об обязании администрации города Навашино принять Антонова М.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая в иске следующее.

Прокуратурой Навашинского района в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства о праве граждан на жилище, о ветеранах выявлен факт нарушений требований закона.

В соответствии с требованиями п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Прокуратурой установлено, что инвалид ВОВ Антонов М.П., проживающий *******, обратился в администрацию г.Навашино ../../....г. с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы администрации г.Навашино от 28.05.2010 №149 Антонову М.П. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. основанием для отказа в постановке на учёт послужило решение комиссии по жилищным вопросам, которым установлено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения у Антонова М.П. составляет *** кв.м., тогда как учётная норма площади жилого помещения на территории г.Навашино составляет 10 кв.м. на человека.

В соответствии с требованиями п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

25 августа 2010 года Межведомственной комиссией проведено обследование жилого *******. Из акта обследования от 25.08.2010 г. указанного жилого дома следует, что индивидуальный жилой ******* общей площадью *** кв.м. введен в эксплуатацию в 1960 году.

Дом деревянный с кирпичным пристроем, одноэтажный. <данные изъяты>.

При визуальном осмотре обнаружены: <данные изъяты>. Заключением комиссии жилой дом Антонова М.П. признан пригодным для постоянного проживания. Согласно заключения межведомственной комиссии от 09.09.2010 г. принято заключение о соответствии помещения жилого дома Антонова М.П. требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания.

Между тем, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что заключение о соответствии жилого дома Антонова М.П. требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания является незаконным. Так, при принятии указанного решения межведомственной комиссией не были учтены требования п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На территории города Навашино имеются централизованные инженерные сети, между тем в жилом доме, расположенном по адресу: ******* отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение. В связи с чем по указанным причинам жилой дом, расположенный по адресу: ******* не может соответствовать требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Заключение межведомственной комиссии о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: *******, требованиям предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания, существенно нарушает права инвалида Великой Отечественной войны Антонова М.П. на предоставление мер по социальной поддержке в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 №30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

На основании изложенного просит: признать незаконным заключение межведомственной комиссии о соответствии помещения жилого дома, расположенного по адресу: *******, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для постоянного проживания; признать Антонова М.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию города Навашино принять Антонова М.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании прокурор Груздев А.М. поддерживает исковые требования с учетом уточнений в полном объеме, их основания и доводы.

Представитель ответчика Администрации г.Навашино Кочетков А.В., действующий на основании доверенности, признал иск в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещения жилого дома, расположенного по адресу: *******, требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Исковые требования в остальной части не признал. Считает, что межведомственная комиссия должна была рассмотреть вопрос о необходимости и возможности проведения капитального ремонта *******. Решать вопрос о постановке либо не постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий возможно только после рассмотрения вопроса о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, с оценкой стоимости возможного капитального ремонта.

Истец Антонов М.П. в судебном заседании отсутствует в связи с состоянием здоровья.

С учетом мнения сторон, на основании ст.167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке участников судебного разбирательства в отсутствие истца Антонова М.П.

Свидетель А-Л.М. показала следующее: Антонов М.П. является ее отцом, проживает в *******. Дом не имеет никакого централизованного водоснабжения, не оборудован канализацией. Выгребная уборная находится на улице, за водой также приходится ходить на улицу. <данные изъяты>. В судебном заседании участвовать не может. Отец самостоятельно передвигаться не может. Инвалидной коляской дома пользоваться нельзя, между комнатами имеются пороги, на улицу выход осуществляется по лестнице. Дом требует ремонта, фундамент разрушается, опора дома загнивает, покрыта плесенью. В 2010 год отцу соцзащита предлагала материальную помощь на ремонт дома в размере 10000 рублей. От помощи отец отказался, он нуждается в улучшении жилищных условий.

Свидетель К-В.В. показала следующее. Она работает в <данные изъяты> УСЗН Навашинского района. Антонова М.П. знает как ветерана Вов. Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 апреля 2010 года № 189 была предусмотрена возможность оказания материальной помощи ветеранам Вов. Эта помощь предусматривалась по различным направлениям, в том числе на ремонт жилья. По этой статье предусматривалось выделение наибольших сумм: до 25000 рублей. Они выясняли у всех ветеранов, что им требуется. Был составлен пакет документов для выделения денег на ремонт дома, но Антонов М.П. отказался их подписывать.

Свидетель К-С.В. показала следующее. Она работает в должности <данные изъяты> отделением срочного социального обслуживания ГУ «КЦСОН Навашинского района». В 2010 года на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 06 апреля 2010 года № 189 была предусмотрена программа оказания материальной помощи ветеранам Вов по различным направлениям. Максимальная сумма выделялась на ремонт жилья до 25000 рублей. Конкретная сумма им не предлагалась, только разъяснялось, какая сумма максимально может быть выделена. Они выясняли у всех ветеранов, что им требуется. Со слов заявителя требовалась замена двух венцов сруба дома. Их сотрудники выезжали на место, удостоверились, что действительно необходим такой ремонт. Был составлен пакет документов, но Антонов М.П. отказался их подписывать. Внутреннее помещение дома ими не обследовалось. Данная программа не предусматривала решение вопросов обеспечения жильем. Данными вопросами занималась Администрация г.Навашино.

Суд, заслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, показания свидетелей, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Истец Антонов М.П., ../../....г. года рождения, является участником Великой Отечественной войны, <данные изъяты>.

Истец Антонов М.П. зарегистрирован и проживает по адресу: *******.

По данным Навашинского филиала НО «Нижтехинвентаризация» ******* принадлежит Антонову М. П. (справка № 669 от 20 апреля 2010 года).

Указанный дом 1960 года постройки представляет собой одноэтажный деревянный дом с кирпичным пристроем, дом имеет кухню, три комнаты, одна из которых не отапливается. Уборная с выгребной ямой находится на улице. В доме предусмотрено индивидуальное газовое отопление, электроосвещение, кухня оборудована газовой плитой и котлом, хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, водопровод и канализированная уборная отсутствуют.

По сведениям МУЗ «Навашинская ЦРБ» (№ 563 от 04 июля 2011 года) Антонов М.П. <данные изъяты>.

11 мая 2010 года Антонов М.П. обратился в Администрацию г.Навашино с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

26 мая 2010 года на заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Навашино было рассмотрено заявление ветерана Великой Отечественной войны Антонова М.П. по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, решено отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Из протокола заседания комиссии от 26 мая 2010 года № 5 усматривается, что Антонову М.П. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что норма учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м, в то время как у заявителя в наличии *** кв.м на человека (при наличии *** зарегистрированных человек).

Постановлением Главы Администрации г.Навашино № 149 от 28 мая 2010 года ветерану Великой Отечественной войны Антонову М.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

31 мая 2010 года (исх. № 979) Антонову М.П. дан ответ на обращение по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, направлена копия Постановления главы Администрации г.Навашино от 28 мая 2010 года № 149.

31 августа 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации г.Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2008 года № 261-р «О создании межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности города Навашино помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» проведено обследование жилого помещения *******, принадлежащего Антонову М.П., о чем составлен Акт обследования от 31 августа 2010 года.

09 сентября 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации г.Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2008 года № 261-р «О создании межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности города Навашино помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» дано заключение: «признать жилой дом, находящийся по адресу: *******, пригодным для проживания».

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем.

В соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение.

В соответствии с п.41 указанного Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Судом установлено, что в доме, принадлежащем Антонову М.П., отсутствует хозяйственно-питьевое водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация, туалет находится на улице вне жилого помещения, которым Антонов М.П. не может пользоваться в виду отсутствия возможности самостоятельно выходить на улицу.

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Также судом установлено, что в указанном жилом помещении нет возможности пользоваться инвалидной креслом-коляской, поскольку в жилом помещении имеются пороги и лестницы.

Таким образом, изложенное дает основание сделать вывод о том, что жилое помещение, занимаемое истцом Антоновым М.П., не пригодно для его проживания по вышеуказанным причинам, и последний является нуждающимся в улучшении жилищный условий.

При указанном заключение Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации г.Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2008 года № 261-р «О создании межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности города Навашино помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» о признании жилого дома, находящегося по адресу: *******, пригодным для проживания, нельзя признать законным.

Из изложенного также следует, что законных оснований для отказа в постановке на учет Антонова М.П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у ответчика Администрации г.Навашино не имелось.

Довод ответчика о том, что межведомственная комиссия должна была принят решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки, не может быть принят во внимание.

Из указанного подпункта п. 47 Положения следует, что капитальный ремонт, реконструкция или перепланировка проводится с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Однако, судом установлено, что те характеристики, которые делают жилое помещение пригодным для проживания с точки зрения данного Положения, жилое помещение ******* никогда не имело: хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, система централизованной канализации. Соответственно, данные характеристики не могли быть утрачены.

Не может быть принят во внимание довод представителя ответчика о том, что Антонов М.П. отказался от предложенных денег на ремонт дома.

Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 04 марта 2010 года № 110 (с изменениями на 06 апреля 2010 года № 189) «Об утверждении положения о порядке оказания в 2010 году материальной помощи» максимальная сумма, которая могла быть выделена на ремонт дома Антонова М.П., составляла 25000 рублей.

Согласно указанному постановлению материальная помощь ветеранам Вов выделялась на различные нужды, в том числе на ремонт жилья.

При этом использование данной материальной помощи являлось правом ветерана и не ставилось в зависимость от пригодности либо не пригодности жилого помещения для проживания.

Таким образом, межведомственной комиссией в данном случае могло быть принято только решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Принимая во внимание изложенное, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Навашинского района в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.191-194 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить в полном объеме.

Признать заключение от 09 сентября 2010 года межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области от 03 декабря 2008 года № 261-р «О создании межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности города Навашино помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», о признании жилого помещения ******* пригодным для постоянного проживания, незаконным.

Признать Антонова М.П., ../../....г. года рождения, проживающего по адресу: *******, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию г.Навашино Нижегородской области принять Антонова М.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                            Мельникова Ю.А.