2-162/2011 . Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Навашино 07 июля 2011 года Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием прокурора Зрилиной Т.В., представителя ответчика ТСЖ «Труд» Михайловой Е.М., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района к Товариществу собственников жилья «Труд» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, Установил: В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Товариществу собственников жилья «Труд» об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о противопожарной безопасности, указывая в заявлении следующее. ../../....г. в прокуратуру района поступило обращение жителей ******* с жалобой на несоблюдение требований электробезопасности в *******. По данному обращению с привлечением инспектора ОГПН по Навашинскому району старшего лейтенанта внутренней службы И.-А.С. прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности в деятельности ТСЖ «Труд», зарегистрированного по адресу: *******, являющейся объединением собственником помещений в многоквартирном *******: - должностные лица не обучены по программе пожарно-технического минимума (основание: ПБ 01-03 п. 7); - системы пожарной автоматики неисправны (часть шлейфов АПС не встают в дежурный режим, ручной извещатель у главного входа неисправен, не работает табло «выход» СОУЭ у второго эвакуационного выхода на первом этаже) (основание:ППБ 01-03 п. 3, 98), - регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики не проводятся (не заключен договор на обслуживание с организацией имеющей лицензию на проведение данного вида работ) (основание: ППБ 01-03 п. 3, 96), - не испытана электросеть путем проведения замера сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования (основание: ППБ 01-03 п. 3, 57), - на внутреннем противопожарном водопроводе установлены соединительные полугайки старого образца тип «РОТ» (основание: ППБ 01-03 п. 3, 89), - поэтажные планы эвакуации людей при пожаре не соответствует требованиям ГОСТ Р.12.2.143-2002 (основание: ППБ 01-03 п. 3, 16), - не произведено испытание наружной пожарной лестницы (основание: ППБ 01-03 п. 41), - в поэтажных коридорах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение (основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.6.22. СНиП 23-05-95 п.7.74), - первичные средства пожаротушения в здании находятся в недостаточном количестве (основание: ППБ 01-03 п. 108, прил.3), - отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (основание: ППБ 01-03 п. 108), - имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители) не пронумерованы (основание: ППБ 01-03 п.108, прил.3), - истек срок перезарядки огнетушащего вещества у огнетушителя ОУ-5 расположенного в помещении насосной основание: ППБ 01-03 п. 108), - истек срок перезарядки огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении электрощитовой (основание: ППБ 01-03 п. 108), - истек срок перезарядки огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении дежурно-вахтенной службы (основание: ППБ 01-03 п. 108), - в ПК-3 отсутствует пожарный ствол (основание: ППБ 01-03 п. 91), - в ПК-10 отсутствует пожарный рукав и пожарный ствол (основание: ППБ 01-03 п. 91), - не произведена перекатка пожарных рукавов расположенных в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода на новую скатку, отсутствует акт обследования внутреннего противопожарного водопровода (основание: ППБ 01-03 п. 91), - покрытие пола в поэтажных коридорах выполнено из горючих материалов (основание: ППБ 01-03 п. 3, 53), - пусковая электросистема насоса-повысителя технически неисправна (основание: ППБ 01-03 п. 3, 57, 89), - предел огнестойкости двери в электрощитовую не соответствует требованиям нормативных документов (основание: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21.01-97*), - у электрощита расположенного в помещении электрощитовой отсутствует рукоятка общего отключения (основание: ППБ 01-03 п. 3, 57), - здание не обеспечено исправной телефонной связью предназначенной для сообщения о пожаре в пожарную охрану (основание: ППБ 01-03 п. 118). При этом, статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О пожарной безопасности» (далее -ФЗ) определено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Статьей 37 ФЗ предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно положениям ч. 4 ст. 17, ч. 1,3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (п. 11 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491). В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативными документами в области содержания и текущего ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы, содержащими требования, касающиеся соблюдения правил пожарной безопасности, являются, вышеназванные Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, а также упомянутые в оспариваемом предписании Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России N 313 от 18 июня 2003 года, Нормы пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 20 июня 2003 года N 323, Свод Правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 25 марта 2009 N 175, положения СНиПа 21.01.-97*, СНиПа 31-01-2003*, СНиПа 23-05-95, СНиПа 31-04-2001, СНиПа 2.09.04-87*, СНиПа 2.04.01-85*, СНиПа 41-01-2003*, требований ПУЭ (Правил устройства электроустановок). Так, например, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности, по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах. При этом в силу правила п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании», названные нормативные документы носят обязательный характер для управляющей организации. Следовательно, ТСЖ «Труд» должен обеспечить соблюдение вышеперечисленных нормативных документов, регулирующих сферу пожарной безопасности. Уставом ТСЖ «Труд» предусмотрено, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние помещений в многоквартирном доме; обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (п.п. 4.1., 4.1.4. 4.1.5. Устава ТСЖ «Труд»). В силу п.п. 3, 7, 16, 41, 53, 57, 89, 91, 96, 98, 108, 118 «Правил пожарной безопасности в РФ» № 01- 03, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г.: все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (п.7 Правил); в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте, (п. 16 Правил); Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям, (п.41 правил); При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) (п.53 Правил); Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п.57 Правил); Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) (п.89 Правил); Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку (п.91 правил); Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (п.96 Правил); Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п.98 Правил); Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов (п.108 Правил); Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание (п.118 Правил). В нарушение указанных требований закона установлено, что указанные требований пожарной безопасности в ТСЖ «Труд», зарегистрированного по адресу: *******, не соблюдаются. С целью устранения выявленных нарушений закона ../../....г. прокурором в адрес председателя ТСЖ «Труд» К.-Д.Б. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Представление находится на стадии рассмотрения. Вместе с тем, в целях оперативного рассмотрения данного вопроса принято решение об обращении с настоящим заявлением в суд. В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями, части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Невыполнение ТСЖ «Труд» своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного ******* может повлечь как человеческие жертвы, так и материальные потери. Иск прокурора предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, т.к. состояние пожарной безопасности непосредственно влияет на защиту здоровья и жизни людей, а также материальных ценностей граждан и организаций. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Статьей 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Изложенные нарушения свидетельствуют об умалении авторитета Закона исполнительным органом местного самоуправления, что ущемляет права и законные интересы граждан, заключающиеся в формировании единого правового пространства. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 206 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит обязать ТСЖ «Труд» устранить допущенные нарушения законодательства о противопожарной безопасности: - обучить должностных лиц по программе пожарно-технического минимума; - привести в технически исправное состояние системы пожарной автоматики; - заключить договор на обслуживание с организацией имеющей лицензию на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики; - провести испытание электросети путём проведения замера сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования; - на внутреннем противопожарном водопроводе заменить соединительные полугайки старого образца тип «РОТ» на новые образцы тип Богданова; - поэтажные планы эвакуации людей при пожаре привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2002, согласовать с ОГПН по Навашинскому району, и вывесить на видных местах; - произвести испытание наружной пожарной лестницы организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ; - в поэтажных коридорах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, установить аварийное (эвакуационное) освещение; - доукомплектовать первичные средства пожаротушения согласно норм положенности, не менее 2-х огнетушителей на этаж; - завести журнал учета первичных средств пожаротушения; - пронумеровать имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители); - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОУ-5 расположенного в помещении насосной; - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении электрощитовой; - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении дежурно-вахтенной службы; - в ПК-3 установить пожарный ствол; - в ПК-10 установить пожарный рукав и пожарный ствол; - произвести проверку внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта обследования; и перекатку пожарных рукавов расположенных в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода на новую скатку; - демонтировать покрытие пола из горючих материалов в поэтажных коридорах; - привести пусковую электросистему насоса-повысителя в технически исправное состояние; - заменить дверь в электрощитовой на металлическую либо обить асбестом или железом; - электрощит, расположенный в помещении электрощитовой, укомплектовать рукояткой общего отключения; - обеспечить здание исправной телефонной связью предназначенной для сообщения о пожаре в пожарную охрану. В судебном заседании прокурор Зрилина Т.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным им в заявлении, просит обязать ТСЖ «Труд» устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в срок до 31 декабря 2011 года Представитель ответчика Михайлова Е.М. в судебном заседании исковые требования прокурора Навашинского района признала в полном объеме. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, учитывая мнение всех участников процесса, суд находит возможным, принять признание ответчиком исковых требований прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц, так как данное признание иска не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить. Обязать Товарищество собственников жилья «Труд» в срок до 31 декабря 2011 года: - обучить должностных лиц по программе пожарно-технического минимума; - привести в технически исправное состояние системы пожарной автоматики; - заключить договор на обслуживание с организацией имеющей лицензию на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики; - провести испытание электросети путём проведения замера сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования; - на внутреннем противопожарном водопроводе заменить соединительные полугайки старого образца тип «РОТ» на новые образцы тип Богданова; - поэтажные планы эвакуации людей при пожаре привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р.12.2.143-2002, согласовать с ОГПН по Навашинскому району, и вывесить на видных местах; - произвести испытание наружной пожарной лестницы организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ; - в поэтажных коридорах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, установить аварийное (эвакуационное) освещение; - доукомплектовать первичные средства пожаротушения согласно норм положенности, не менее 2-х огнетушителей на этаж; - завести журнал учета первичных средств пожаротушения; - пронумеровать имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители); - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОУ-5 расположенного в помещении насосной; - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении электрощитовой; - произвести перезарядку огнетушащего вещества у огнетушителя ОП-8 расположенного в помещении дежурно-вахтенной службы; - в ПК-3 установить пожарный ствол; - в ПК-10 установить пожарный рукав и пожарный ствол; - произвести проверку внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта обследования; и перекатку пожарных рукавов расположенных в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода на новую скатку; - демонтировать покрытие пола из горючих материалов в поэтажных коридорах; - привести пусковую электросистему насоса-повысителя в технически исправное состояние; - заменить дверь в электрощитовой на металлическую либо обить асбестом или железом; - электрощит, расположенный в помещении электрощитовой, укомплектовать рукояткой общего отключения; - обеспечить здание исправной телефонной связью предназначенной для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ю.А. Мельникова . . .а