ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-393/2011 г. Навашино 03 октября 2011 года Нижегородская область Навашинский районный суд Нижегородской области в составе судьи Леваневской Е.А., при ведении протокола судебного заседания Торгашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «Навашинские Коммунальные Системы», администрации города Навашино, третьи лица - администрация Навашинского района, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий, при участии: помощника прокурора Навашинского района Султанова Д.Р., представителя администрации Навашинского района Чернова А.В. по доверенности от 02.11.2010 г., представителя Управления Роспотребнадзора Родяшовой С.В. по доверенности от 22.12.2010 года, МП «НКС», администрация города Навашино, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, У С Т А Н О В И Л: в Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Навашино и МП «НКС» в части невыполнения обязанностей по обеспечению жителей г. Навашино питьевой водой надлежащего качества, обязании устранить допущенные нарушения закона и принять конкретные меры по обеспечению из разводящей системы централизованного городского водоснабжения жителей г. Навашино питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам, установленным СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», установив срок для совершения указанных действий. В обоснование заявленных исковых требований прокурор в заявлении и в судебном заседании, сославшись на положения ст.ст. 2, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 3.1, 3.2 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», указал следующее. 30.06.2011 г. в прокуратуру Навашинского района поступило обращение Фильяновой Т.Г., в котором указано, что качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные жилые дома г. Навашино, не соответствует гигиеническим нормативам. По данному обращению прокуратурой района проведена проверка, по результатам которой установлено, что водоснабжение жителей многоквартирных домов г. Навашино осуществляет МП «НКС». Водоснабжение производится из подземных источников (артезианских скважин), расположенных на территории города. МП «НКС» имеет лицензию от 21.12.2007 г. на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения. Срок окончания действия лицензии 21.12.2012 г. Однако, МП «НКС» гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения не соблюдаются. В период с 10.05.2011 г. по 06.06.2011 г. ТО Управления Роспотребнадзора проведена внеплановая документарная проверка в отношении МП «НКС» г. Навашино. Из акта проверки от 06.06.2011 г. следует, что качество питьевой воды из артезианских скважин № 1, № 2, № 6, № 8, № 7 не соответствуют гигиеническим нормативам по содержанию железа, мутности и жесткости. Данные показатели превышают допустимые нормы в половину и более раз. Качество питьевой воды из разводящей водопроводной сети по адресу: г. Навашино, ул. Калинина, д. 30, ул. Ленина, д.1, ул. Московская, д. 4, ул.Воровского, д.46, ул.Октябрьская, д. 1, ул. Лепсе, д. 20, ул. Почтовая, д. 5, ул. Трудовая, д. 1, ул.Соболева, д.1, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа, мутности, запаху, жесткости, привкусу. Данные показатели также превышают допустимые нормы в половину и более раз. В нарушение ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация г. Навашино в целях обеспечения жителей поселения питьевой водой надлежащего качества, не принимает конкретных решений и не совершает необходимых действий в интересах жителей поселения. Мероприятия по обработке воды: осветлению, обезжелезиванию, устранению жесткости не проводятся. Станции очистки воды, новые водозаборы и водоводы не строятся. Вместе с тем, использование жителями города Навашино питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ведет к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что отрицательно сказывается на здоровье жителей. Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что на протяжении длительного периода времени администрацией города и МП «НКС» не выполняются возложенные на них обязанности по надлежащему водообеспесению населения города. Считает возможным установить для ответчиков срок для совершения указанных в иске действий 6 месяцев. Представитель администрации Навашинского района в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что предлагаемый срок - 6 месяцев, недостаточен для выполнения требований прокурора, изложенных в исковом заявлении. В бюджете района отсутствуют достаточные денежные средства для проведения работ и мероприятий по улучшению качества воды и водоснабжению. Затраты для данных мероприятий являются значительными. В администрации разработан план мероприятий по ремонту и замене отдельных систем водоснабжения, частично данные мероприятия выполнены. Считает срок, испрашиваемый прокурором, нереальный для совершения данных действий. Представитель управления Роспотребнадзора в судебном заседании с исковыми требованиями согласились в полном объеме, пояснив, что вода в городе не пригодна даже к применению ее в хозяйственно -бытовых нуждах и категорически непригодна для употребления в пищу. В отзыве на исковое заявление указали также следующее. Система централизованного питьевого водоснабжения г. Навашино организована из артезианских скважин. Всего на территории города расположено 9 артезианских скважин, из них 6 артезианских скважин находятся на балансе МП «НКС» г. Навашино. Лицензия у предприятия на пользование недрами с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения имеется. Качество питьевой воды из артезианских скважин по своему природному составу имеет стабильное отклонение от гигиенических требований по содержанию железа, общей жесткости и мутности. Так в среднем концентрация железа в питьевой воде составляет 2,5 мг/л (при временном нормативе не более 1,0 мг/л), общая жесткость - 15,2 мг-экв/л (при временном нормативе не более 10,0 мг-экв/л), мутность - 4,5 мг/л (при временном нормативе не более 2 мг/л (по каолину). Согласно принятым санитарным нормам содержание общего железа в водопроводной воде не должно превышать 1,0 мг/л, так как железо - это тяжелый металл, и наряду с марганцем, никелем, хромом, кадмием, свинцом и медью относится к высокотоксичным веществам. Длительное употребление человеком воды с повышенным содержанием железа (более 0,3 мг/ л), кроме заболеваний печени, крови и аллергических реакций, увеличивает риск инфарктов, негативно влияет на репродуктивную функцию организма. Так же железо плохо выводится из организма, обладает канцерогенным воздействием, нарушает работу мозга. Вода с повышенным содержанием солей кальция и магния (в совокупности общая жесткость) является фактором риска сердечнососудистых патологий и мочекаменной болезни. Мероприятия по очистке питьевой воды на водоисточниках и на разводящей водопроводной системе в жилых и общественных зданиях МП «НКС» и администрацией города Навашино не проводятся. Вследствие того, что питьевая вода из системы централизованного водоснабжения поступает ненадлежащего качества, более 70% населения г. Навашино вынуждено использовать воду для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд из источников нецентрализованного водоснабжения (колодцы). При этом, общественные колодцы, расположенные на территории города, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническим состоянии: не проведена их паспортизация, не определена специализированная организация, ответственная за обслуживание и содержание колодцев, в результате не поводится их профилактический ремонт и дезинфекция, не осуществляется лабораторный производственный контроль за качеством питьевой воды. За период 2009 - 2011 г. специалистами Роспотребнадзора проведены 4 внеплановых проверки в отношении МП «НКС» г. Навашино, в т.ч. 1 проверка по жалобе на некачественную воду и 3 внеплановых проверки по контролю за выполнением ранее выданных предписаний. По проведенным мероприятиям, были даны предписания об устранении выявленных нарушений. За некачественную воду в отношении МП «НКС» г. Навашино был вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Роспотребнадзором по вопросам обеспечения населения Навашинского района водой проведена большая работа, так за период 2009-2011 г. в адрес администрации г. Навашино направлено 6 докладных о проблемных вопросах в организации питьевого водоснабжения с конкретными предложениями по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой; проведено межведомственное совещание при администрации Навашинского района по вопросам в организации водоснабжения. В прокуратуру г. Навашино представлена аналитическая справка о проблемных вопросах в организации питьевого водоснабжения Навашинского района. Ежегодно в адрес администрации Навашинского района направляется информация по вопросам обеспечения населения Навашинского района питьевой водой (гос.доклад). В Земское собрание района отправлены 2 докладные о неудовлетворительном качестве питьевой воды. В адрес администрации г. Навашино и Навашинского района, а также предприятиям, эксплуатирующим водопроводные сооружения предложено проработать комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий на водопроводных сооружениях с целью минимизации эпидемических последствий паводка. Подготовлены и опубликованы в СМИ 3 статьи по вопросам водоснабжения населения Навашинского района. Однако, указанные меры не привели к надлежащим действиям со стороны ответчиков. МП «НКС», извещенные надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении такового в их отсутствие не ходатайствовали, отзыва на исковое заявление с изложением позиции по делу, суду не представили. Администрация города Навашино, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, до заседания об отложении такового либо о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали, отзыва на исковое заявление с изложением позиции по делу, суду не представили. Суд, в силу ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц, поскольку последние надлежаще извещены о дне слушания дела и об отложении дела слушанием не просили. После окончания рассмотрения настоящего гражданского дела в 09 ч. 55 мин., в суд (в 10 час. 45 мин. - штамп приемной суда) курьером было доставлено ходатайство администрации города об отложении дела, которое не могло быть удовлетворено судом ввиду окончания судебного разбирательства с вынесением к тому времени судебного конечного акта по делу. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления возложена функция по оказанию услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 того же ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Из смысла приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, гарантируя нормальные условия проживания граждан. Таким образом, обязанностью администрации города Навашино является деятельность по обеспечению водоотведения и обеспечению населения г. Навашино питьевой водой надлежащего качества. В свою очередь население муниципалитета имеет законный интерес в бесперебойном водоснабжении и в надлежащем качестве питьевой воды. Исполнителями могут выступать юридические лица независимо от организационно-правовой формы, поставляющие (предоставляющие) коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание разводящих и внутридомовых инженерных систем. МП «Навашинские Коммунальные системы», где учредителем (п. 1.7 устава) является администрация Навашинского района (функции учредителя выполняет КУМИ Навашинского района), в силу своей деятельности обязано организовывать работу по содержанию, обслуживанию, восстановлению водосетей, ремонту и содержанию артезианских скважин, насосных станций, водопроводов, добыче и подаче воды в организации, предприятия, жилые дома, для наиболее полного удовлетворения спроса населения на соответствующие услуги (п. 2.2 устава МП). МП «Навашинские Коммунальные системы» осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 21.12.2007 г. НЖГ № 01142 ВЭ сроком действия до 21.12.2012 г. с правом добычи подземных вод для питьевого водоснабжения населения. В п. 2 «Геолого-гидрологичкеские условия лицензируемых участков недр» паспорта лицензируемых участков (Приложение № 5 к лицензии) отмечено, что качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Для использования воды в качестве питьевой необходимы мероприятия по обработке воды (осветление, обезжелезивание, устранение жесткости). Для улучшения качества воды предусмотрено строительство станций очистки воды для скважин № 1, № 2, № 7. Вода после обработки на централизованных станциях будет соответствовать по показателям мутности и содержанию железа. Устранение несоответствия по показателям жесткости, остатку, содержанию марганца будет обеспечиваться за счет дополнительных очистных установок для индивидуальных и коллективных пользователей. На дату выдачи лицензии согласно п. 3 Приложения № 5 эксплуатация скважин № 3 приостановлена, скважины № 4, № 5 законсервированы. В 2007 г. предполагается тампонирование скважин № 3, № 4, № 5. Согласно ч. 1 и ч. 2 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно ст. 18, ст. 19 того же Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 г., устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (п.1.1). Согласно п. 2.7, п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3, п. 3.4.1, п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях: - в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды; - системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, изложенным в таблице 1. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение, изложенным в таблице 2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. В качестве доказательства, подтверждающего несоответствие воды г. Навашино требованиям СанПиН прокурор, представил акт проверки Роспотребнадзора от 06.06.2011 г., в рамках которой были произведены лабораторные исследования воды и предписание, выданное Роспотребнадзором в адрес МП «НКС». Из приведенных документов усматривается следующее. Добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения г. Навашино осуществляется посредством четырех (№№1,2,7,9) действующих, двух (№№ 3,6) резервных и двух (№№4,5) законсервированных скважин, которые зарегистрированы в ФГУ «ТФИ по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Приволжскому федеральному округу». При проведении проверки качества питьевой воды артезианских скважин №№ 1,2,6,7,8 установлено, что подаваемая жителям г. Навашино питьевая вода не соответствует гигиеническим нормативам в 2 более раза по содержанию железа, мутности и жесткости: - артезианская скважина № 7 - фактическое содержание железа: 3,0 мг/л; 2,0мг/л; 5,4 мг/л, при норме 1,0 мг/л; фактическая жесткость: 16,0 оЖ; 12,5 оЖ; 20,0 оЖ, при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 2,5 мг/л; 4,64 мг/л; 15,6 мг/л, при норме 2,0 мг/л.; - артезианская скважина № 8 - фактическое содержание железа: 1,6 мг/л, при норме 1,0 мг/л; фактическая жесткость: 16,0 оЖ, при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 11,0 мг/л, при норме 2,0 мг/л.; - артезианская скважина № 6 фактическое содержание железа: 1,6 мг/л; 2,2мг/л, при норме 1,0 мг/л; фактическая жесткость: 16,0 оЖ, при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 2,8 мг/л; 4,06 мг/л, при норме 2,0 мг/л.; - артезианская скважина № 9 - фактическая жесткость: 12,0 оЖ; 14,0 оЖ, при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 2,5 мг/л; 4,9 мг/л, при норме 2,0 мг/л.; - артезианская скважина № 2 - фактическое содержание железа: 1,5 мг/л, при норме 1,0 мг/л; фактическая жесткость: 15,0 оЖ; 17,5 оЖ; 16,2 оЖ, при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 4,64 мг/л; 4,5 мг/л; 4,3 мг/л при норме 2,0 мг/л.; - артезианская скважина № 1 - фактическое содержание железа: 2,8 мг/л; 1,5мг/л; 5,5 мг/л, при норме 1,0 мг/л; фактическая жесткость 16,2оЖ; 16,0 оЖ; 17,0 оЖ; 19,0 оЖ; 15,8 оЖ при норме 10 оЖ; фактическая мутность: 4,64 мг/л; 3,3 мг/л; 32,8 мг/л, при норме 2,0 мг/л. Качество питьевой воды из разводящей водопроводной сети: - г. Навашино, ул. Калинина, д.30, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 3,4 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 6, 1мг/л, при норме 2.0мг/л); - г. Навашино, ул. Ленина, д. 1, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 2,7 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 4, 9мг/л, при норме 2.0мг/л); - г. Навашино, ул. Московская, д. 4, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 2,7 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 7,9мг/л, при норме 2.0мг/л); - г. Навашино, ул. Воровского, д. 46, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 3,1 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 4,0 мг/л, при норме 2.0мг/л); - г. Навашино, ул.Октябрьская, д. 1, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 4,0 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 12,8 мг/л, при норме 2,0 мг/л); - г. Навашино, ул. Лепсе, д. 20, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 6,0 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 20,0 мг/л, при норме 2.Омг/л), запах при 20°С - 3 балла, при норме 2 балла; запах при 60°С- 3 балла, при норме 2 балла; привкус 3 балла, при норме 2 балла; - г. Навашино, ул. Почтовая, д. 5, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 5,6 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 24,0 мг/л, при норме 2,0 мг/л), запах при 20°С - 3 балла, при норме 2 балла; запах при 60°С- 3 балла, при норме 2 балла; привкус 3 балла, при норме 2 балла; - г. Навашино, ул. Трудовая, д.1, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 5,4 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 26, 2мг/л, при норме 2,0 мг/л), запах при 20°С - 3 балла, при норме 2 балла; запах при 60°С- 3 балла, при норме 2 балла;- привкус 3 балла, при норме 2 балла; - г. Навашино, ул. Соболева, д. 1, не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа (фактически 2,5 мг/л при норме 1,0 мг/л); мутности (фактически 7,4мг/л, при норме 2,0 мг/л). Администрация района (третье лицо) в свою очередь не согласилась с позицией прокурора, указав, что администрацией района совместно с администрацией города и МП «НКС» в целях исполнения требований санитарных норм и правил был разработан план мероприятий на 2011 г. по выполнению проектных и предпроектных работ по объекту «Строительство водозабора и водовода от Навашинского месторождения подземных вод (Малиновка) в г. Навашино». Для осуществления действий по приведению воды в надлежащее состояние требуются значительные денежные средства, которых в муниципалитете нет. Так как проблема воды наличествует в районе на протяжении многих лет, то руководством района в настоящее время решается вопрос о вступлении в федеральную целевую программу «Чистая вода», рассчитанную на 2011 -2017 г. Однако, в обоснование вышесказанного администрацией района не было приведено ни одного надлежащего доказательства. Представленный план мероприятий на 2011 г. «Строительство водозабора…..» действительно имеет указание на 11 мероприятий, которые по срокам должны были быть исполнены в период июнь, август, сентябрь, однако ни одно не выполнено, о чем свидетельствует отсутствие сведений о выполнении таковых. Из объяснений представителя Роспотребнадзора и материалов проверки, проведенной административным органом по факту ненадлежащего качества воды, усматривается, что вода, находящаяся в потреблении в настоящее время жителей города, непригодна не только для употребления в пищу, она также и непригодна и для использования в хозяйственно-бытовых нуждах, соответственно, существует реальная угроза здоровью населения района. При этом доказательств ненадлежащего содержания, эксплуатации и ремонта МП «НКС» артезианских скважин, водозаборов, водопроводов ответчиками не представлено. Администрацией города не принимаются меры (в том числе временные) и к снабжению населения качественной водой. Так из дела видно, что граждане города вынуждены использовать для бытовых нужд воду из стационарных (шахтных) колодцев, расположенных на всей территории города. Однако, содержание данных колодцев надлежащим образом не осуществляется, а контроль за качеством воды в таковых не проводится: не проведена паспортизация колодцев, не определена специализированная организация, ответственная за обслуживание и содержание колодцев, не поводится профилактический ремонт и дезинфекция колодцев, не осуществляется лабораторный производственный контроль за качеством питьевой воды. При обследовании Роспотребнадзором данных колодцев было установлено, что таковые находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Приведенное в полной мере подтверждается представленными в дело документами: актом проверки колодцев от 06.06.2011 г. и предписанием, вынесенными специалистами Роспотребнадзором в адрес администрации города об устранении выявленных в данной части нарушений. Доказательств того, что забор воды из колодцев являются безопасным для здоровья населения района, а администрацией были приняты и принимаются надлежащие меры по их содержанию, ответчиками не представлено. При указанном, суд пришел к выводу, что ответчиками на протяжении длительного времени не принимаются надлежащие меры по обеспечению жителей города Навашино водой как питьевой, так и для хозяйственно - бытовых нужд надлежащего качества, тогда как последние обязаны и имеют возможность повлиять на сложившуюся ситуацию, однако бездействуют, не исполняя возложенные на них законом функции. Также суд отмечает, что имеющиеся в деле предписания Роспотребнадзора в отношении МП «НКС» и администрации города с указанием на устранение вышеизложенных нарушений не оспорены и не отменены. Срок их исполнения установлен до 05.03.2012 г. по колодцам, и до 09.04.2012 г. по центральному водоснабжению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. На основании изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, суд считает, что срок в 6 месяцев, в который ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, является разумным и достаточным. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Как следует из под. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В соответствии со ст. 333.19 ч. 1 п. 3 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для юридических лиц составляет 4 000,0 руб. Администрации города Навашино в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины. Таким образом, с МП «НКС» подлежит взысканию пошлина в доход государства в размере 4 000,0 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации города Навашино и Муниципального предприятия «Навашинские Коммунальные Системы» г. Навашино, выразившегося в неисполнении обязанностей по обеспечению населения города Навашино питьевой водой надлежащего качества. Администрацию города Навашино обязать устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства по обеспечению населения города из разводящей системы централизованного городского водоснабжения водой, соответствующей требованиям и нормам, установленным санитарными правилами путем принятия необходимых мер. Муниципальное предприятие «Навашинские Коммунальные Системы» г. Навашино обязать устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства по обеспечению населения города из разводящей системы централизованного городского водоснабжения водой, соответствующей требованиям и нормам, установленным санитарными правилами, путем принятия необходимых мер и совершения конкретных действий в срок до 09 апреля 2012 г. Взыскать с Муниципального предприятия «Навашинские Коммунальные Системы» г. Навашино в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000,0 руб. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в 10-дневный срок путем подачи кассационной жалобы. Судья Леваневская Е.А.