Решение об отказе в удовлетворении требований ГУ Минюста РФ по Нижегородской области о ликвидации НОУ УЦ `Автошкола`, исключении из единого государственного реестра юридических лиц



№ 2-12/2012                                                                                              

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино     18 января 2012 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием представителя ответчика НОУ УЦ «Автошкола» Калинцева В.М., третьего лица Калинцева В.М., представителя третьего лица адвоката Панкова А.В., предоставившего ордер от 20.12.2011 года, при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Негосударственному образовательному учреждению Учебный центр «Автошкола», третье лицо - Управление ФНС России по Нижегородской области, о ликвидации НОУ УЦ «Автошкола», исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

Установил:

В Навашинский районный суд обратилось ГУ Минюста РФ по Нижегородской области с исковым заявлением о ликвидации НОУ УЦ «Автошкола», исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, указывая следующее.

Негосударственное       образовательное       учреждение       Учебный       центр «Автошкола» (далее - Организация) зарегистрировано ../../....г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, присвоен учетный номер ***, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена ../../....г. за основным государственным номером ***.

Адрес (место нахождения) организации: *******

В соответствии с п. 3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Согласно п. 10 ст.32 Закона, неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В нарушение п. 2 ст. 32 Закона организация в установленный срок не представила в уполномоченный орган (в настоящее время Главное управление Минюста России по Нижегородской области) соответствующую информацию за 2007-2010 годы, в связи с чем, в адрес организации были направлены письменные предупреждения от 06.04.2010 года №03-4673, от 28.09.2010 года №03-22-14514, от 07.12.2010 года №03-22-18898. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 02.03.2011 года был составлен протокол об административном правонарушении, в связи с чем 31.03.2011 года мировым судьей судебного участка №1 Навашинского района Нижегородской области было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. До настоящего времени нарушения законодательства устранены не были.

Согласно п.п. 42, 44 п. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года №146, функции по принятию решения о регистрации и контролю общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций осуществляет Главное управление Минюста России по *******.

В судебном заседании представитель ответчика Калинцев В.М. НОУ УЦ «Автошкола», он же являющийся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, его представитель Панков А.В. с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, пояснив следующее. С момента создания и по настоящее время НОУ УЦ «Автошкола» фактически свою деятельность, предусмотренную Уставом, не осуществляло, поскольку длительное время решался вопрос о помещении, где могла бы размещаться организация. Также приобретались автомобили, инструкторы получали свидетельства. Ввиду указанного, никакие документы, предусмотренные законодательством, в Минюст не предоставлялись. Ответчик полагал, что если фактически деятельность не осуществляется, то какие-либо документы не должны предоставляться. В настоящее время все недостатки устранены, все необходимые документы представлены.

Истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направленным заявлением ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав, что исковые требования поддерживают, составу суда доверяют.

Третье лицо Управление ФНС России по Нижегородской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направленным заявлением просили о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласны в полном объеме.

Третье лицо Борисов Д.Б. извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах не явки в судебное заседание не представил.

В силу частей 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При указанном, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело при настоящей явке.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии со ст. 3 указанного закона некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Согласно ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Приказом Минюста РФ от 21.05.2009 N 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» определено, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации является территориальным органом Минюста России, основными задачами которого являются, в том числе осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом общего собрания учредителей от ../../....г. было учреждено НОУ УЦ «Автошкола», директором учреждения был избран Калинцев В.М.

На основании заключения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области и в соответствии с распоряжением *** от ../../....г. НОУ УЦ «Автошкола» зарегистрировано в установленном порядке с внесением ../../....г. записи в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

В соответствии со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ НОУ УЦ «Автошкола» присвоен ОГРН ***, согласно свидетельства о госрегистрации учетный номер некоммерческой организации ***.

Согласно п. п. 1.5, 2.1 Устава НОУ УЦ «Автошкола» является некоммерческой организацией и не ставит целью извлечение прибыли основной целью деятельности учреждения является подготовка, обучение, и переподготовка водителей автотранспортных средств, создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении необходимой профессии, ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Судом установлено, что учреждение в ГУ Министерства юстиции по Нижегородской области, а равно и в УФНС по Нижегородской области, сведений и данных, предусмотренных ст. 32 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», в установленные сроки с момента регистрации (с 2007 г.) не представляло, однако, неоднократно извещалось о необходимости соблюдения данных требований (направлялись письменные предупреждения от 06.04.2010 года №03-4673, от 28.09.2010 года №03-22-14514, от 07.12.2010 года №03-22-188998).

Кроме того НОУ УЦ «Автошкола» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000,0 рублей, о чем мировым судьей судебного участка № 1 Навашинского района от 31.03.2011 года вынесено постановление.

Приведенное постановление в предусмотренном законом порядке не обжаловано, вступило в законную силу, назначенное наказание исполнено в полном объеме, что подтверждается материалами административного дела (№5-123/2011), представленного мировым судьей судебного участка №2 Навашинского района.

В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ликвидация организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьей 61 ГК Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданского кодекса Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Основаниями для ликвидации некоммерческой организации, в соответствии со ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в судебном порядке является непредставление в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В судебном заседании установлено, что имевшие место в деятельности НОУ УЦ «Автошкола» нарушения действующего законодательства, которые были выявлены ГУ Минюста РФ по Нижегородской области, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации некоммерческой организации.

Принимая во внимание объяснения представителей ответчика о том, что непредставление предусмотренных законом документов и отчетности связано с фактическим неосуществлением учреждением деятельности, ввиду отсутствия помещения, специальных и оборудованных двойным управлением автомобилей, обучающего персонала, учитывая, что выявленные нарушения законодательства в настоящее время устранены, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации Негосударственного образовательного учреждения Учебный центр «Автошкола», исключении из единого государственного реестра юридических лиц, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья            Ю.А. Мельникова