Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения



2-48/2012                                                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино        30 марта 2012 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Капотовой Н.П., представителя ответчика Администрации г. Навашино Кочеткова А.В., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Администрации Навашинского района Баранова С.В., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навашинского района в интересах неопределенного круга лиц, об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Навашинского района об обязании произвести паспортизацию дорог общего пользования местного значения (в соответствии с утвержденным перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Навашино); установлении срока для совершения указанных действий.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В ходе проверки было установлено отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения города Навашино.

Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 6 Устава города Навашино Нижегородской области к вопросам местного значения города относятся - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального строительства.

В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Постановлением администрации г. Навашино от 12.10.2011 №287 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Навашино (согласно Приложению).

Согласно ст.6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с распоряжением администрации города Навашино от 07.10.2008 №207-р «О признании утратившими силу распоряжений администрации города Навашино и о включении в состав муниципальной имущественной казны города Навашино муниципального имущества» администрация города Навашино приняла от муниципального образования Навашинский район в муниципальную имущественную казну города Навашино и включила в реестр муниципальной собственности имущество согласно Приложению №1. Пунктами 38, 39 Приложения №1 к распоряжению от 07.10.2008 №207-р предусмотрено включение в реестр муниципальной собственности города Навашино дорог по городу (протяженностью 21, 0 км, 21,7кв.м)

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 №160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, согласно которой в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений (п.п.4 п. 15)

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 10.12.2005 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирования дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положений Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона от 10.12.2005 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог.

Согласно ст.8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 №157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.

Учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Учет автомобильных дорог общего пользования производится с целью получения данных о наличии автомобильных дорог и дорожных сооружений, о протяженности автомобильных дорог, о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги, о транспортно-эксплуатационном состоянии, об интенсивности движения, о наличии и состоянии технических средств организации дорожного движения, с целью выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Нижегородской области.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения затрагивает интересы граждан, неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, в связи с чем законодательство и предусматривает необходимость проведения паспортизации дорог общего пользования, в том числе местного значения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, осуществлять паспортизацию обозначенных дорог в соответствии с утвержденным перечнем должен орган местного самоуправления поселения город Навашино.

В соответствии со ст.33 Устава города Навашино исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является городская администрация. Городская администрация наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Навашинского района Капотова Н.П. исковые требования поддержала, считает их подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика администрации города Навашино Кочетков А.В. с исковыми требованиями не согласился, при этом пояснил, что вопросы паспортизации дорог общего пользования местного назначения находятся в их ведении, однако для осуществления данной деятельности права на дороги должны быть зарегистрированы.

Представитель третьего лица администрации Навашинского района Баранов С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Навашинского района согласился, считает их подлежащими удовлетворению.

Третье лицо МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, направленным отзывом относительно исковых требований просили о рассмотрении дела в их отсутствие, также указали, что на балансе МУП «ЖЭК, благоустройство города Навашино» автомобильные дороги местного значения в границах г. Навашино, не числятся. 3 февраля 2012 года по актам о приеме- передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) 31, №2 все имеющиеся на балансе автомобильные дороги были переданы администрации города Навашино. МУП «ЖЭК, благоустройство г. Навашино» не имеет отношения к рассматриваемому спору. Принятие решения по заявленным исковым требованиям оставляют на усмотрение суда.

В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о рассмотрении дела при настоящей явке.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится, в том числе, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 1,9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1982 года, предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений для планирования развития сети автомобильных дорог.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1 Устава города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области, город Навашино является муниципальным образованием, городом районного значения, и в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области наделен статусом городского поселения.

Территория города входит в состав территории муниципального Навашинского района.

Постановлением администрации города Навашино от 12.10.2011 года №287 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Навашино (всего 63 наименования).

Постановлением администрации города Навашино от 28.03.2012 года №88 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городе Навашино относятся следующие объекты (дороги): пер. Дзержинского протяженностью 0,42 км, пер. Труда протяженностью 0,1 км, ул. 1-е мая протяженностью 0,6 км, ул. 50 лет Октября протяженностью 0,6 км, ул. Горького протяженностью 0,46 км, ул. Дорожная протяженностью 0,24 км, ул. Калинина протяженностью 1,42 км, ул. Кирова протяженностью 0,83 км, ул. Ленина протяженностью 1,01 км, ул. Лепсе протяженностью 0,85 км, ул. Октябрьская протяженностью 1,04 км, ул. Пионерская протяженностью 0,26 км, ул. Почтовая протяженностью 0,57 км, ул. Приозерная протяженностью 0,44 км, ул. Проезжая протяженностью 1,15 км.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Навашино составляет 40,54 км.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-З (ред. от 09.08.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Пунктом 5 статьи 6 Устава города Навашино предусмотрено, что к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» учет автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, и производится с целью получения данных о наличии автомобильных дорог и дорожных сооружений, о протяженности автомобильных дорог, о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги, о транспортно-эксплуатационном состоянии, об интенсивности движения, о наличии и состоянии технических средств организации дорожного движения, с целью выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Нижегородской области.

Технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения города Навашино, отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах доказательствами, и не оспаривается представителем ответчика.

Материалами дела установлено, что работы по технической инвентаризации дорог ответчиком запланированы, при этом сведений о порядке и сроках проведения данных работ не представлено.

Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, исковые требования прокурора Навашинского района суд находит подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом суд полагает, что срок - до 31 декабря 2014 года, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.

Обязать Администрацию города Навашино Навашинского муниципального района Нижегородской области произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в срок до 31 декабря 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья       Ю.А. Мельникова