2-116/2012 . Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Навашино 30 мая 2012 года Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием и.о. прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В., представителя ООО «УК ЖКХ» Медведева Г.М., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Навашинского района к интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» об обязании устранить допущенные нарушения закона и привести в исправное работоспособное состояние дымоходы и вентиляционные каналы жилых помещений в многоквартирных жилых домах ***, Установил: В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании ООО «УК ЖКХ» устранить допущенные нарушения закона в многоквартирных жилых домах и привести в исправное работоспособное состояние дымоходы и вентиляционные каналы жилых помещений в многоквартирных жилых домах ***; установлении срока для совершения указанных действий. В обоснование заявленных требований в иске указано, что Прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении эксплуатации газового оборудования, вентканалов и дымоходов в многоквартирных жилых домах в деятельности управляющей компании ООО «УК ЖКХ», зарегистрированной по адресу: *******. В ходе проверки установлено, что указанное законодательство соблюдается ненадлежащим образом. В соответствии с ч.1 ст.162 Жилищного кодекса РФ - управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В силу п.13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, обязанность обеспечивать готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении дома и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. В соответствии с требованиями п.5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов. В соответствии с требованиями п.26 Приказа Минрегиона РФ от 26.06.2009г. № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» - в целях обеспечения безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования потребители услуг обязаны содержать в исправном и работоспособном состоянии дымоходы и вентиляционные каналы жилых помещений в многоквартирных и жилых домах. 19 марта 2012г. прокуратурой района совместно с главным специалистом-инспектором Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области Г-Т.М. проведена проверка соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в части соблюдения требований при эксплуатации внутренних устройств газоснабжения домов, вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных жилых домах №*** по В результате обследования в 9-00 часов 19 марта 2012г. установлено: 1).******* - на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; вентканалы и дымоходы не оштукатурены; над вентканалами и дымоходами отсутствуют зонты, что является нарушением п.п. 4.9.1.3.,5.5.6.,5.7.9. Правил); 2). ******* - на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; вентканалы и дымоходы не оштукатурены; над вентканалами и дымоходами отсутствуют зонты, что является нарушением п.п. 4.9.1.3.,5.5.6.,5.7.9. Правил); 3). ******* - на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; частичное разрушение оголовков вентканалов и дымоходов с утерей связи кирпичей в кирпичной кладке ; отсутствие зонтов над оголовками вентканалов, что является нарушением п.п. 4.9.1.3.,5.5.6.,5.7.9. Правил); 4) ******* - на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; частичное разрушение оголовков вентканалов и дымоходов с утерей связи кирпичей в кирпичной кладке ; отсутствие зонтов над оголовками вентканалов, что является нарушением п.п. 4.9.1.3.,5.5.6.,5.7.9. Правил). По результатам проверки главным специалистом-инспектором Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Г-Т.М. ../../....г. составлен акт инспекционного обследования жилищного фонда № 515-10-163/1-12, копия которого вручена директору ООО «УК ЖКХ» Котовой И.Б. Таким образом, в ходе проверки установлено, что ООО «УК ЖКХ» надлежащее содержание и обслуживание жилых домов № *** по ******* не обеспечено, что повлекло за собой вышеуказанные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Выявленные нарушения закона создают угрозу безопасности граждан в связи с участившимися в последнее время авариями газоиспользующего оборудования в жилых домах и случаями отравления угарным газом. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При назначении к рассмотрению дела прошу истребовать в ООО «УК ЖКХ» копию устава, выписку из ЕГРЮЛ, копию договора управления с одним из собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах № *** по *******, перечень многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании. В судебном заседании и.о. прокурора Навашинского района Зрилина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ» Медведев Г.М. в судебном заседании исковые требования признал частично, считает, что установление зонтов над дымоходами указанных в иске домов действующим законодательством не предусмотрено и не относится к компетенции управляющей организации. Также пояснил, что ООО «УК ЖКХ» с ООО «ЖКО» заключен договор на проведение ремонтных работ, ремонтные работы уже начаты, закуплен кирпич. Выксунский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направленным заявлением просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд счет возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при настоящей явке. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Л-Т.В. пояснила, что она работает в должности <данные изъяты> в ООО «<данные изъяты>», которое имеет лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При старой застройке жилых домов зонты на дымоходах не ставили, при наличии зонтов должны быть соблюдены определенные требования. Указанные в иске многоквартирные жилые дома строили в 1920 - х годах, и установка зонтов проектами домов скорее всего не предусматривалась. Понятия «дымоход» и «дымовая труба» по своему значению являются идентичными. Свидетель Н-Н.Ю. пояснила, что она является <данные изъяты> Выксунского отдела ГЖИ Нижегородской области. Отсутствие защитных устройств при наличии ветра, осадков, представляет угрозу для населения. В настоящее время строительные нормы и правила регламентируют обязательность наличия зонтов. Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района исходя из следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Статьей 5 ЖК РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. В числе способов управления многоквартирным домом п. 2 ст. 161 ЖК РФ называет управление управляющей организацией. В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Судом установлено, что ООО «УК ЖКХ» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законодательством порядке. Директором ООО «УК ЖКХ» назначена Котова И.Б. К основному виду деятельности ООО «УК ЖКХ», в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.04.2012 года, является управление эксплуатацией жилого фонда. Иные виды деятельности общества предусмотрены п. 2.2 Устава ООО «УК ЖКХ», к которым относится в том числе, деятельность по управлению жилищным фондом, включающая в себя организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий, организацию содержания и ремонта жилого фонда. В перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ», входят 25 домов, в числе которых дома №*** по *******. Указанное подтверждается договором на организацию оказания населению услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 20.07.2011 года, заключенный сроком по 01.11.2013 года, и приложением *** к договору, содержащим адресный список многоквартирных домов, находящихся в управлении общества. На основании требования прокуратуры Навашинского района, Выксунским отделом государственной жилищной инспекции Нижегородской области, 19.03.2012 года проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении эксплуатации газового оборудования, вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирных жилых домах, управляющей организацией которых является ООО «УК ЖКХ». Обследование с целью проверки соответствия жилого жилых помещений техническим правилам и нормам проводилось в жилых домах №*** по ******* с участием заместителя прокурора Навашинского района Зрилиной Т.В., главного специалиста Выксунского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области Г-Т.М., директора ООО «УК ЖКХ» Котовой И.Б., по результатам обследования составлен акт №515-10-163/1-12. Подписи лиц, проводивших проверку и лиц, участвующих при её проведении, в акте имеются. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения п.п. 4.9.1.3, 5.5.6, 5.7.9, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170: в д. *** по ул. ******* на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; вентканалы и дымоходы не оштукатурены; над вентканалами и дымоходами отсутствуют зонты; в д. *** по ул. ******* - на кровле наличие частичного разрушения кирпичной кладки оголовка дымохода печного отопления; частичное разрушение оголовков вентканалов и дымоходов с утерей связи кирпичей; в кирпичной кладке отсутствие зонтов над оголовками вентканалов. Указанное подтверждается материалами дела, а также административным материалом в отношении ООО «УК ЖКХ», представленным в судебное заседание Выксунским отделом государственной жилищной инспекции Нижегородской области. Постановлением №515-10-166/пр51-12 от 29.03.2012 года директор ООО «УК ЖКХ» Котова И.Б. привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000,0 рублей. Сведений об обжаловании приведенного постановления в материалах дела, в том числе административного, не содержится, а сторонами не представлено. Согласно ст. 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, предусмотрено, что общее имущество дома в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан. Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. В соответствии с п. 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. В соответствии с разделом 2 указанных Правил, техническое обслуживание жилищного фонда включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. В соответствии с п. 5.5.6 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора. В соответствии с п. 5.7.9 Правил воздуховоды, каналы и шахты в неотапливаемых помещениях, имеющие на стенках во время сильных морозов влагу, должны быть дополнительно утеплены эффективным биостойким и несгораемым утеплителем. Выявленные в результате проведения проверки от 19 марта 2012 года нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда свидетельствуют о том, что ответчиком ООО «УК ЖКХ» не исполняло надлежащим образом свои обязанности по содержанию и текущему ремонту жилых домов. В соответствии с п. 4.9.1.11. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать своевременное удаление наледей в оголовках дымовых и газовых и восстановление защитных устройств от проникания в каналы атмосферных осадков, а также эксплуатацию печей по соответствующим правилам и нормам. В соответствии с п. 5.7.9 Правил оголовки центральных вытяжных шахт естественной вентиляции должны иметь зонты и дефлекторы. Кроме того, согласно п.п. 6.6.14, 6.6.15 СНиП 41-01-2003 устья дымовых труб следует защищать от атмосферных осадков. Зонты, дефлекторы и другие насадки на дымовых трубах не должны препятствовать свободному выходу дыма. Дымовые трубы для печей на дровах и торфе на зданиях с кровлями из горючих материалов следует предусматривать с искроуловителями из металлической сетки с отверстиями размером не более 5х 5 мм. Согласно п.5.30 Свода Правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования», утвержденные Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 177 устья дымовых труб следует защищать от атмосферных осадков. Зонты, дефлекторы и другие насадки на дымовых трубах не должны препятствовать свободному выходу дыма. При указанном, доводы представителя ответчика о том, что установление зонтов над дымоходами действующим законодательством не предусмотрено являются несостоятельными, основанными на неверном толковании нормативно-правовых документов. Довод представителя ответчика о том, что дымоходы не используются для печного отопления также не может быть принят во внимание, поскольку в судебном заседании достоверно установлено и не отрицается участниками судебного разбирательства, что дымоходы и печи указанных домах имеются, и существует вероятность использования данный печей по их прямому назначению в качестве каминов и в качестве дополнительного источника тепла. Кроме того, факт ненадлежащего содержания жилого многоквартирных домов №*** по ******* установлен Государственной жилищной инспекцией (Выксунский отдел) и закреплен материалами проверки. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком требований действующего законодательства создается угроза жизни неопределенному кругу лиц. На основании изложенного, суд находит исковое заявление прокурора Навашинского района подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. При этом суд полагает, что срок - до 15 июля 2012 года, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить. Обязать ООО «УК ЖКХ» устранить допущенные нарушения закона в многоквартирных жилых домах и привести в исправное работоспособное состояние дымоходы и вентиляционные каналы жилых помещений в многоквартирных жилых домах №*** по *******. Установить ООО «УК ЖКХ» срок для совершения указанных действий - до 15 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ю.А. Мельникова
******* в деятельности управляющей организации - ООО «УК ЖКХ», зарегистрированной по адресу: *******, в ходе которой установлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170: