Решение по гражданскому делу по иску прокурора Навашинского района к Тешинскому поселковому совету Навашинского района об обязании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью



2-128/2012                                                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Навашино        02 мая 2012 года

Судья Навашинского районного суда Нижегородской области Мельникова Ю.А., с участием помощника прокурора Навашинского района Капотовой Н.П., представителя ответчика Администрации Тешинского поселкового совета Навашинского муниципального района Нижегородской области Герасимова Н.Н., при секретаре Рукавишниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Навашинского района к интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к Тешинскому поселковому совету Навашинского муниципального района Нижегородской области, Администрации Тешинского поселкового совета Навашинского муниципального района Нижегородской области, об обязании принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, обеспечить реестр муниципального имущества,

Установил:

В Навашинский районный суд обратился прокурор Навашинского района с иском в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования об обязании представительного органа местного самоуправления - Тешинский поселковый совет Навашинского муниципального района Нижегородской области принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью; об обязании исполнительного органа местного самоуправления - Тешинскую поселковую администрацию Навашинского муниципального района Нижегородской области обеспечить ведение реестра муниципального имущества; установлении срока для совершения указанных действий.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой Навашинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.

Согласно ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии со ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Согласно ч.5 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ, для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом представительным органом местного самоуправления муниципального образования должны быть приняты: порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, в т.ч. порядок его приватизации, передачи в аренду, в безвозмездное пользование и на другом праве, а также порядок ведения реестра муниципального имущества.

Согласно ст.ст.10, 14, 20, 24, 35, 39 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» органами местного самоуправления (представительными или исполнительными) должен быть принят порядок планирования приватизации муниципального имущества и порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

В нарушение указанных требований законодательства органом местного самоуправления Тешинского поселкового совета Навашинского муниципального района нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, а также функционированием муниципальных унитарных предприятий, не разработаны.

В нарушение ч. 5 ст.51 Федерального закона №131-ФЗ реестр муниципального имущества органом местного самоуправления не ведется вообще. При этом следует отметить, что с 25.06.2012 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 №424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», в связи с чем порядок ведения реестра муниципального имущества должен быть разработан в соответствии с требованиями этого приказа.

Отсутствие данных нормативно-правовых документов не позволяет осуществлять полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, получать от этого соответствующие Доходы в местный бюджет, что нарушает права муниципального образования на обеспечение устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В связи с этим нарушаются и соответствующие права неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.

Помощник прокурора Навашинского района Капотова Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Глава администрации Тешинского поселкового совета Навашинского муниципального района Герасимов Н.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем составил суду письменное заявление.

Тешинский поселковый совет Навашинского муниципального района Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, сведения о надлежащем извещении содержатся в материалах дела.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Навашинского района исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В силу ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Навашинского района Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности.

В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления Натальинского сельского совета Навашинского муниципального района нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, а также функционированием муниципальных унитарных предприятий, не разработаны.

26 марта 2012 года прокурором Навашинского района в отношении Натальинского сельского совета Навашинского муниципального района вынесено представление о принятии мер к устранению нарушений требований законодательства о муниципальной собственности путем разработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом; об обеспечении ведения реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти; решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за допущенные нарушения федерального законодательства с уведомлением об этом прокурора.

В материалах дела имеется сообщение главы Тешинской поселковой администрации Нижегородской области о том, что в конце 2005 года был принят нормативно-правовой акт по вопросу, связанному с управлением и распоряжением муниципальным имуществом в безвозмездное пользование Отделу культуры клуба «Досуг», находящегося на территории муниципального образования р.п. Теша, которого в наличии не имеется, ввиду пожара, произошедшего в здании поселковой администрации в октябре 2009 года, в результате которого уничтожены все документы. В период с октября 2009 года по настоящее время нормативные акты не принимались.

В соответствии п. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Тешинский поселковый совет Навашинского муниципального района Нижегородской области является представительным органом местного самоуправления.

В силу п. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В нарушение требований законодательства органом местного самоуправления Тешинским поселковым советом Навашинского муниципального района Нижегородской области нормативно-правовые акты для решения вопросов, связанных с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, не разработаны.

Тешинская поселковая администрация Навашинского района, являясь в силу ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах, предусмотрены Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», вступающим в силу с 25.06.2012 года.

Указанным Порядком предусмотрены виды объектов, подлежащих учету в реестрах, состав реестра, порядок его ведения и пр., кроме того, п. 3 Порядка предусмотрено, что ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:

- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;

- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;

- осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Ведение органами местного самоуправления единого реестра муниципального имущества приведет к более эффективному управлению и распоряжению этим имуществом и, соответственно, к более качественному решению вопросов местного значения, кроме того, наличие сведений о приватизации жилищного фонда, наличии и способах использования муниципального имущества, способствует увеличению доходов от его использования.

На основании изложенного, учитывая, что представитель Тешинской поселковой администрации Навашинского муниципального района Нижегородской области, исковые требования признал, суд находит исковое заявление прокурора Навашинского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При этом суд полагает, что срок - до 01 августа 2012 года, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Навашинского района удовлетворить.

Обязать представительный орган местного самоуправления - Тешинский поселковый совет Навашинского муниципального района Нижегородской области принять нормативно-правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Обязать исполнительный орган местного самоуправления - Тешинскую поселковую администрацию Навашинского муниципального района Нижегородской области обеспечить ведение реестра муниципального имущества.

Установить Администрации Тешинского поселкового совета Навашинского муниципального района Нижегородской области, Тешинскому поселковому совету Навашинского муниципального района Нижегородской области срок для совершения указанных действий - до 01 августа 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья       Ю.А. Мельникова